Зов природы
В год, когда наполеоновская Франция вела войну с Россией, в Париже в семье зажиточного портного из Юры родился мальчик, которого назвали Пьером Этьеном Теодором. Хотя отец к живописи никакого отношения не имел, у сына был хороший шанс унаследовать артистичность натуры от материнской родни, среди которой были и художники, и скульпторы. И он этот шанс не упустил.
Теодор Руссо «Вид на Барбизон» (ок. 1850)
Одной из первых поездок по стране для будущего основателя барбизонской школы стало небольшое путешествие в гористую провинцию Франш-Конте. Дикая природа, столь радикально отличавшаяся от родного Парижа, просто ошеломила Теодора. Именно там, среди лесов и пологих, но величественных горных склонов, он и принял решение стать художником.
Первые уроки живописи Теодор получил от одного из двоюродных братьев — Филиппа Руссо, учившегося у Антуана
Жана Гро и Жана Виктора Бертена. Их пути разошлись, и довольно быстро. Филипп оставил пейзаж ради анималистики, работал с натюрмортом, но особой известности так и не обрел.
Теодор начал брать уроки у По де Сен-Мартена в Компьене, в пятнадцать лет перешел к Жану Шарлю Ремону, у которого проучился два года. Кроме того, юноша посещал школу изящных искусств, в Париже, где его наставником стал Гийом Гийон-Летьер. Прилежный ученик, Руссо старался усвоить все, чему его могли научить. Но все яснее понимал, как чужд ему классический пейзаж. В 1828 году Руссо начал работать самостоятельно, все чаще выезжая на пленэр в Фонтенбло и Компьень.
Первый барбизонец
Природа родной Франции вдохновляла Руссо. Он пускался в долгие путешествия по стране. Нетребовательный к пище и удобству ночлега, довольствуясь самым малым, художник проходил пешком десятки километров, изучая и наблюдая небо, землю, леса, поля и реки. Поначалу он еще интересовался людьми, писал их, известная ранняя картина — «Рынок в Нормандии» (начало 1830-х годов). Но даже здесь уже проглядывала четкая направленность: если город, то не столичный, шумный, а тихий провинциальный. Как и все его последователи, Руссо был искренним певцом обыденности
Позже всем его вниманием завладела природа, и только природа, человек стал почти случайным гостем на его полотнах. Природа стала практически единственной музой Теодора, о ней он говорил: «Сила, и прежде всего сила»
В природе он искал мощь, стихию.
Одна из картин, которые можно назвать манифестом творчества Руссо, — «Вид в окрестностях Гранвилля» (1833). Отказавшись от кулис, обрамлявших классические пейзажи, живописец словно открыл картину для зрителя, дав ей глубину и перспективу, словно приглашая не смотреть со стороны, а погрузиться, зайти в картину, чтобы дотронуться рукой до земли и деревьев.
Теодор Руссо «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833)
Руссо пробовал выставляться в Парижском салоне. Но если первая попытка была успешной — его пейзаж, изображавший природу Оверни, получил признание, — то затем его картины одна за другой были отвергнуты. Так, например, «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835) назвали примитивным по сюжету и недостойным выставки. И Теодор погрузился в творчество, уже не ища общественного признания. В 1848 году он окончательно переехал в Барбизон, где купил дом, двери которого всегда были открыты для его товарищей по искусству.
Отрывок, характеризующий Руссо, Теодор
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться. «И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось». – К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой. Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки. – Легли? – спросил князь. Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном. – Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство. – Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал. Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду. Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей. Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова. Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы». – Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам. – Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея. – Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю. – Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна. – Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать. Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала: – Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
ТеодорРуссо
Теодор Руссо (фр. Théodore Rousseau; 15 апреля 1812, Париж — 22 декабря 1867, Барбизон) – французский художник-пейзажист, основатель целого поселения художников в деревне Барбизон и первооткрыватель пленэрной живописи во Франции. Позже выездное загородное объединение Теодора Руссо и его единомышленников стали называть Барбизонской школой. Кроме того, Руссо считают одним из первых активных защитников природы: именно он написал петицию императору Наполеону III с требованием создать заповедник в лесу Фонтенбло – и добился своего. Руссо был из тех счастливых молодых людей, чье желание стать художником поддержали родители, не имеющие никакого отношения к искусству. Правда, обучение в нескольких знаменитых мастерских не принесло Теодору ни удовлетворения, ни важных навыков. Потому что уже до того, как засесть за копирование гипсовых бюстов, он успел полюбить лес и сделать десятки натурных зарисовок. Его взгляд уже был достаточно проницательным, а склонности достаточно оформившимися. После того, как юный художник не получил предстижную римскую премию в категории «исторический пейзаж», он сделал окончательный вывод: ему не по пути с академией. С этих пор он все время проводит в пригородах Парижа – и пишет природу как отдельный достойный внимания сюжет, а не как драматический акцент в историческом событии.
Такой вызывающий выбор мотивов и явный натуралистический способ изображения закрыли перед Руссо двери Салона на целых 6 лет. Но в это же время вокруг него собираются художники, которые смотрят на мир так же: Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Диаз, Франсуа Добиньи.
Руссо жил отшельником, перебравшись в Барбизон окончательно. После революции 1848 года и демократизации салонных требований на Руссо обрушилось признание, медаль и, конечно, первые достойные деньги. Лес Фонтенбло стал магнитом для нового поколения художников – они устраивали паломнические поездки в Барбизон и первые свои пленэрные картины писали именно здесь. В галерее практически любого художника-импрессиониста найдется пейзаж, выполненный в самом начале его карьеры с натуры в лесу Фонтенбло.
Особенности творчества Теодора Руссо: в Римской премии Теодору Руссо отказали вполне заслуженно – его не интересовал традиционный исторический пейзаж, который оценивали судьи. Он стал тем первым художником Франции, который перевел пейзаж из разряда условного и вспомогательного в ранг самостоятельного и уникального. Природа для Руссо – удивительный организм, изменчивый, живой, динамичный, непостижимый. Не придерживаясь классических канонов в выборе темы, Руссо освободил живопись и от обязательных технических требований: именно на его картинах появляется та «недоработанность», небрежность, видимость работы кисти, которую импрессионисты сделают одной из главных особенностей стиля, которую доведут до революционного предела. Руссо первым откажется от каноничной горизонтальной композиции в пейзаже.
Известные картины художника Теодора Руссо: «Выход из леса Фонтенбло, закат», «Хижина в лесу Фонтенбло», «Под березами, вечер», «Гроза, надвигающаяся на Монмартр».
Жюль Дюпре
Жюль Дюпре — художник, которому был очень приятен стиль Теодора Руссо, на творческое становление Дюпре большое значение оказала поездка в Англию и виды Констебля, а также он знал другого представителя барбизонского течения — Никола-Луи Каба. Случившееся позже, знакомство с Теодором Руссо, привнесло в произведения Дюпре больше реализма. Вместе с Руссо он писал картины до 1849 г., тогда и были написаны главные полотна Жюля Дюпре, среди которых: «Вечер» (1840-е годы; место хранения: ГМИИ), «Деревенский пейзаж» (1840—1844 годы; Эрмитаж), «Ланды» (1845—1850 годы; Лувр), «Старый дуб» (1845—1850; хранится в Мериленде).
Жюль Дюпре. Рыбак под ивами
Отшельник
Картина | Тема | Заголовок | Датировано | Технический | Габаритные размеры | Место сохранения | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Пейзаж | Скалистый пейзаж | 1836-1840 гг. | картон, масло | 28 × 43 см | Национальная галерея , Лондон | ||
Пейзаж | Каштановая аллея | 1837-1840 гг. | масло на холсте | 79 × 144 см | Лувр , Париж | ||
Пейзаж | Пруд (сувенир из леса Шамбор ) | 1839 г. | масло на дереве | 32 × 41 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Пейзаж | Вид на Пюи-де-Дом и Ройя | 1839 г. | бумага на холсте, масло | 30 × 38 см | Художественный музей Роджера-Кийо , Клермон-Ферран | ||
Пейзаж | Большой дуб, лес Фонтенбло | 1839 г. | бумага на холсте, масло | 32 × 41 см | Художественный музей Сен-Луи | ||
Пейзаж | Пейзаж со стадом на болоте | 1840 о | масло на панели | 22 × 35 см | Художественный музей Понсе , Пуэрто-Рико | ||
Пейзаж | Дерево в лесу Фонтенбло | 1840 лет | бумага на холсте, масло | 40 × 54 см | Музей Виктории и Альберта , Лондон | ||
Пейзаж | Речная сцена | 1840-1860 гг. | масло на дереве | 40 × 54 см | Национальная галерея , Лондон | ||
Пейзаж | В Ландах | 1840-1867 | масло на холсте | 33 × 51 см | Художественная галерея Лидса | ||
Пейзаж | Марэ де ла Сутеррен | 1842 г. | бумага на холсте, масло | 22 × 29 см | Музей Фицуильяма , Кембридж | ||
Пейзаж | Деревня в Берри | 1842 г. | масло на панели | 34 × 52 см | Художественный музей Цинциннати | ||
Пейзаж | Пейзаж | 1842 г. о | масло на холсте | 37 × 46 см | Музеи Норфолка | ||
Пейзаж | Пейзаж с грозовым небом | 1842 г. | картон, масло | 25 × 35 см | Музей Виктории и Альберта , Лондон | ||
Пейзаж | Пейзаж | 1842 г. о | масло на панели | 29 × 39 см | Художественный музей Сен-Луи | ||
Пейзаж | Ла Мар , Берри | 1842-1843 гг. | масло на холсте | 41 × 63 см | Реймсский музей изящных искусств | ||
Пейзаж | Речной пейзаж , Ланды | 1842-1843 гг. | масло на дереве | 42 × 63 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Пейзаж | Пейзаж с бурным закатом | Вероятно 1844 г. | масло на красном дереве | 20 × 24 см | Национальная галерея , Лондон | ||
Пейзаж | Пейзаж с рощей | 1844 г. о | масло на панели | 42 × 64 см | Национальная галерея Виктории | ||
Пейзаж | Болото в Ландах | 1844 г. после | масло на панели | 42 × 57 см | Художественный музей Уолтерса , Балтимор | ||
Пейзаж | Матовый | 1845 г. | масло на холсте | 63 × 98 см | Художественный музей Уолтерса , Балтимор | ||
Пейзаж | Сумерки на равнине Шайи | 1845 г. о | масло на дереве | 150 × 260 см | Коллекция Город Фонтенбло | ||
Пейзаж | Луг, обсаженный деревьями | 1845 г. о | масло на дереве | 42 × 62 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Пейзаж | Граница леса, закат | 1845-1846 гг. | масло на холсте | 41 × 63 см | Музей искусств округа Лос-Анджелес | ||
Пейзаж | Лес зимой на закате | 1846-1867 | масло на холсте | 163 × 260 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Пейзаж | Лес Фонтенбло | 1847-1850 гг. | масло на холсте | 101 × 88 см | Stedelijk Museum Amsterdam | ||
Пейзаж | Сказочный пруд | 1848 г. о | масло на холсте | 59 × 114 см | Частная коллекция, продажа 2002 г. | ||
Пейзаж | Закат из леса Фонтенбло | 1848 г. | бумага на холсте, масло | 32 × 46 см | Национальная художественная галерея , Вашингтон | ||
Пейзаж | Равнина с Монмартра | 1848 г. о | масло на панели | 59 × 72 см | Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид | ||
Пейзаж | Прогулка по лесу в Фонтенбло, заходящее солнце | 1848-1849 | масло на холсте | 142 × 197 см | Лувр , Париж |
Анри Руссо по прозвищу «Таможенник»
По мнению некоторых критиков, Анри Руссо (Henri Rousseau) не был великим мастером. Он даже не учился у профессиональных живописцев. Как только этого француза не называли: начиная от художника-дилетанта и заканчивая страстным гением примитивизма. «Прямодушие, страсть, гений», — вот так отозвался один из исследователей о творчестве Руссо. И всё это «свалилось» на художника-самоучку в один миг, потому что начало было совсем иным.
Анри родился в 1844 году, 21 мая в городке Лаваль, который является департаментом Майена. Мальчик рос в семье сантехника, а став постарше отправился выполнять долг перед родиной. После службы в армии, юноша устроился работать на французскую таможню. Именно там, уже в зрелом возрасте, видимо, имея достаточно времени для саморазвития, Руссо начинает заниматься живописью. И благодаря своей работе получит прозвище — «таможенник».
Впервые свои работы Анри Руссо выставил в 1886 году на «Выставке независимых» и сразу привлек к себе внимание парижского авангарда. С этого и началась его карьера великого художника наивного искусства
На его творчество обращают внимание не только авангардисты, но и многие другие деятели искусства того периода. В число его почитателей будут входить такие мэтры, как Поль Гоген или даже сам Пабло Пикассо
Собственно, Пикассо очень любил одно полотно, принадлежащее кисти Руссо, и никогда с ним не расставался. Речь идет о «Ядвиге», портрете женщины в черном платье. История того, как оно попало к известному испанскому художнику, очень проста. «Ядвига» какое-то время лежала в магазине папаши Сулье, и на картину никто не обращал внимания. Как-то раз Пабло, изучая ассортимент, увидел выглядывавшую из-под горы других полотен нарисованную голову женщины и сразу понял — перед ним что-то совершенно новое.
Но шедевр оценил только Пикассо, так как владелец продал его всего за пять франков, заметив при этом, что «…эту дрянь написал художник по фамилии Руссо, но сам по себе холст вполне хорош, и вы смогли бы найти ему достойное применение».
Позднее, уже познакомившись с Пикассо, Анри рассказал ему, что на холсте изображена польская школьная учительница, штора была включена для придания восточного колорита, а пейзаж представлял собой хорошо известный ему район фортификаций вокруг Парижа.
Вообще история с пейзажами, и особенно изображение ярких, диких, наполненных экзотическими животными и растениями джунглей, занимает видное место в творчестве художника. Как пример — полотна «Экзотический пейзаж» или «Обезьяны в апельсиновой роще».
Поистине восхитительная гамма для таможенного служащего, никогда не видевшего ни Американских, ни Африканских экваториальных лесов. Но Руссо любил рассказывать, что во время службы в армии он был в Мексике и именно оттуда почерпнул сюжеты для этих пейзажей.
Апогея его фантазии достигают в картине «Сон». На ней мы видим его излюбленную героиню Ядвигу, спящую на диване прямо посреди джунглей.
Но по другой версии, вдохновение на изображение столь фантастических лесов он находил во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Так или иначе, но «фантазии» в его творчестве весьма впечатляют, а примитивизм как направление живописи достигает значительных высот.
Безжалостное время
Чего же искал в окружающем мире основоположник, вдохновитель и лидер барбизонской школы? Что хотел он отразить в своих картинах?
Руссо видел свою задачу в разрушении отжившего, по его мнению, классического канона и создании пейзажа, свободного от рамок академизма. Мощь и красота природы — вот объекты его картин. Один из критиков говорил, что Руссо «разделяет все страсти природы… трепещет с бурей, сияет вместе с солнцем». Он писал суровые отроги гор и ледники, но любимым мотивом для него стали «портреты» дубов. Каждую картину художник создавал во множестве вариантов, стремясь идеально передать игру света и воздуха. Сначала Руссо делал зарисовку углем на холсте, затем прописывал картину одним цветом, работая над точной передачей света и тени, и лишь потом вводил различные краски, причем в процессе работы мог не раз изменить колорит полотна.
Теодор Руссо «Рынок в Нормандии» (1845—1848)
Увы, именно эта манера работы и стала причиной сильного потемнения картин. И если мы сейчас можем оценить его композицию, светотень или выбор мотива, то полноценно судить о колористике работ Руссо вряд ли возможно. Но это нисколько не уменьшает творческих заслуг первого из барбизонцев, ставшего одним из примеров для Клода Моне, первого из импрессионистов.
Поделиться ссылкой
Шарль-Франсуа Добиньи
(https://risovanye.ru/sharl-fransua-dobini)
Основой творческой деятельности живописца были картины с сюжетами, на них его воодушевила итальянская поездка. Добиньи был популярным мастером и иллюстрировал многие романы, выдающихся писателей, таких как Поль де Кок, Виктор Гюго, Эжен Сю, Оноре де Бальзак и т.д. Склонность художника к правдивым пейзажам, возникла у мастера после знакомства с Камилем Коро. Отображение света в произведениях Шарля-Франсуа, выделяет мастера среди других живописцев барбизонской школы и делает его произведения более похожими на творчество импрессионистов.
Шарль-Франсуа Добиньи. Девственные острова в Безоне. Низкий прилив в Виллервилле