Состав
Главный сюжет полотна — деревянный мост, перекинутый через край бассейна. Арочная форма этой выкрашенной в зеленый цвет дорожки и перила дали ей название «Японский мост». В 1895 году (вероятно, по мотивам одной из японских гравюр из его коллекции), через два года после постройки. Изобилие растительности больше относится к средиземноморским садам. Художник подчеркивает общую гармонию симметризацией композиции (кусочек воды, видимый вдоль оси восток-запад) картины почти квадратного формата и оттенков зеленого и голубовато-зеленого цветов водных растений небольшого пруда, тростника, тростника и тростника. бамбук и ирис на берегу и на фоне деревьев, включая плакучую иву .
По дорогам жизни
В 1892 году, когда муж возлюбленной Алисы умер, Моне наконец-то смог на ней жениться. Этот год ещё отмечен началом работы Клода над серией картин, посвященных Руанскому собору. В течение двух лет он написал 22 полотна.
К сожалению, до сегодняшнего момента из них сохранилось лишь 15. К этому времени импрессионизм, как направление живописи, уже становился классикой, всех художников, стоявших у его истоков, признали, они были известны и уважаемы. В их число входил и Клод Моне.
Клод Моне «Руанский собор вечером», 1894 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
В 1899 году художник начинает работу над своей, пожалуй, самой известной серией под общим названием «Кувшинки». Пишет эти картины Моне в своем саду, работу над ними он будет вести практически до самого исхода своих дней. Кувшинкам автор посвятил 13 картин, а лилиям – целых 48. «Пруд с кувшинками» на сегодняшний день занимает 9 место среди самых дорогих полотен мира. Эта картина была приобретена в частную коллекцию.
С 1908 года Моне стал ощущать проявившуюся у него катаракту – тяжелую болезнь глаз. Для художника, конечно, это большая трагедия, ведь один из его главных инструментов – это глаза. В этом же году художник побывал в Венеции, где написал «Палаццо Дарио», и изучил доступные в музеях и церквях работы таких мастеров прошлого, как Тициан и Веронезе. В 1911 году умерла вторая любовь живописца Алиса Гошеде, а болезнь глаз усилилась.
В 1923 году художнику сделали две операции на глазах, и они оказались успешными, Моне наконец-то вновь прозрел. В эту пору за пожилым отцом ухаживала Бланш Гошеде-Моне – приемная дочь. В последние годы Клод страдал от тяжелой депрессии, он бросил рисовать и уничтожил многие из своих последних работ.
Клод Моне «Пруд с кувшинками», 1919 годМестонахождение: Частная коллекция
Клод Моне ушел из жизни, когда ему было 86 лет, 5 декабря 1926 года. Многие работы этого уникального живописца хранятся сегодня в самых престижных музеях мира, несколько картин Моне выставляются и в России.
На обложке: Каролюс-Дюран «Портрет Клода Моне», 1867 год. Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Фон
Давнее предпочтение Моне создавать и выставлять серию картин, связанных предметом и перспективой, началось в 1889 году, когда по крайней мере десять картин были написаны в Долине Крез , которые были показаны в Galerie Georges Petit. Среди других его известных серий — « Стога сена» .
В течение 1920-х годов французское государство построило пару овальных залов в Musée de l’Orangerie в качестве постоянного дома для восьми фресок с водяными лилиями Моне. Выставка открылась для публики 16 мая 1927 года, через несколько месяцев после смерти Моне. Шестьдесят картин с водяными лилиями со всего мира были собраны для специальной выставки в Musée de l’Orangerie в 1999 году.
Картины находятся на видных выставках в музеях по всему миру, в том числе в Художественном музее Принстонского университета , Музее Мармоттана Моне , Музее Орсе в Париже, Метрополитен-музее , Музее современного искусства в Нью-Йорке, Художественном институте им. Чикаго , то художественный музей Сент — Луис , то Нельсон-Аткинс Музей искусств в Канзас — Сити, штат Миссури, в музее искусств Карнеги , в Национальном музее Уэльса , в Музей изящных искусств де Нант , в Музей искусств Кливленда , в Портленде Художественный музей и Почетный легион . В 2020 году Музей изящных искусств в Бостоне отпраздновал свое 150-летие, выставив несколько картин Моне «Водяные лилии».
По пути импрессионизма
Смелая выставка не оправдала надежд, люди не поняли нового направления в искусстве, и общество было распущено уже к концу 1874 года. Отличительной особенностью картин, написанных в духе импрессионизма, является то, что на полотно следует смотреть с некоего отдаления, а не подходя к нему вплотную.
Городские обыватели не понимали этого, а поэтому и не постигли всей сути нового направления, картины казались им размазанными и нечеткими. Картину Моне «Бульвар Капуцинок» на той выставке даже продырявили тростью прямо на глазах у автора. Казалось бы, трость должна быть атрибутом джентльмена, и предназначена она вовсе не для порчи картин. Возможно, дело в том, что на выставку пришли не только джентльмены.
Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 годМестонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США
Стоит напомнить читателям, что название «импрессионизм» происходит от английского слова «impression», что означает «впечатление». Кстати, французский репортер Луи Леруа, который написал разгромную статью о прошедшей выставке импрессионистов, а в особенности об одной из моих любимых картин Моне «Впечатление. Восходящее солнце» высказался так :
Возможно, ему стоило писать статьи на другие темы, а не браться за роль искусствоведа, если он не мог увидеть очевидного. На мой взгляд простого любителя красоты, на картине Моне можно увидеть не только нежный рассвет, но, если приглядеться, ещё много интересного. Тем не менее, именно благодаря Луи Леруа импрессионизм стал называться импрессионизмом и уже без негативного окраса.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 годМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Моне сочетал цвета на своих полотнах не просто по наитию, он изучил вдоль и поперек оптическую теорию немецкого физика-оптика Германа Гельмгольца. Эта теория заключается в том, что чисто белого и черного цвета нет в природе, но существуют 7 главных цветов и тысячи их оттенков.
Этим и пользовался Моне при написании своих полотен. Он ловил определенный свет в определенный сезон года, поэтому мог создавать одну картину в течение нескольких лет, работая, например, по полчаса в день летом, так как осенью свет падает на холст уже не так.
Клод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 годМестонахождение: Частная коллекция