Константин иванович горбатов (1876-1945)

«Тайна рождения художника Константина Ивановича Горбатова»

20 августа 2013

В Ставрополе Волжском против гостиницы была аптека, и вот там, в этой аптеке в 1871 г. появился молодой провизор, доктор и коллежский секретарь Генрих Христианович Гамберг. Еще в 1869 г. супруги Гамберг открыли аптеки в Ставрополе и Сызрани. Жена провизора — Луиза Гамберг заведовала ставропольской аптекой в 1869-1871 г.

Молодой немец провизор Г.Х. Гамберг (1845-1898), получивший диплом в 1867 г., женившись, открыл аптеку в Лукоянове Нижегородской губернии. Бизнес его процветал и расширялся, и так в Ставрополе появилась новая аптека провизора Г.Х. Гамберга. Генрих Христианович родился в семье бюргера Леопольда Христиана Гамберга и Паулины Вайсман.

Вспомним портрет провизора, сделанный врачом Антоном Павловичем Чеховым в рассказе «В аптеке»: «За желтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами — провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. На стеклянной этажерке были расставлены шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические мыла, мазь для ращения волос. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две темные фигуры».

В самом Ставрополе в 1876 г. медицинскую общественность представляли городовой и земский врач, лекарь Петр Алексеевич Злотницкий и уездный врач-лекарь Павел Васильевич Петров. Тогда же ставропольским уездным земством по инициативе П.А. Злотницкого было введено обязательное оспопрививание. Земство встретило затруднения, как в недостатке оспопрививателей, так и в плохом способе рассылки оспенной вакцины. Оспопрививателей земство приглашало из Казанского оспопрививательного института. Так, в числе прибывших в Ставропольскую земскую больницу в 1875 г. оспопрививателей были сызранский мещанин Петр Прокопьев, ставропольская мещанская девица Александра Григорьевна Колпакова и оспопрививательница Екатерина Павлова.

Провизор Генрих Христианович Гамберг был значительно моложе своей супруги Луизы, не раз ей изменял. И вот теперь оспопрививательница Екатерина Павлова увлеклась молодым провизором. Значительная разница в возрасте её не остановила. Начался роман. И его результат — появление на свет 5 мая 1876 г. маленького Кости. Явление это — незаконнорождённые дети — в мещанской среде было довольно распространённым, но всё же, считалось неудобным. Поэтому и Екатерина Павлова, следуя установкам ставропольского общества, должна была сделать некоторые шаги, чтобы хотя бы формально замаскировать компрометирующий факт. Так, Костя был оформлен незаконнорожденным, и числился в доме родной матери как воспитанник. Хотя всё это было формальностью. Екатерина Павлова относилась к новорождённому мальчику как к родному ребёнку. Да так, собственно, оно и было. Родной отец Кости, Генрих Христианович Гамберг, будучи женатым, сына не признал.

В 1881 г. Екатерина Павлова вышла замуж за провизора Ивана Васильевича Горбатова, служившего в сельской аптеке с. Кимельте Нижнеудинского округа Иркутской губернии, затем в 1911-1914 гг. в аптеках Томска, Славгорода, Барнаула. Там же в Томске служил родной брат Ивана Васильевича Горбатова Федор Васильевич Горбатов, полицейский пристав 4 участка городского полицейского управления. Отчим усыновил Костю, который всю жизнь носил его фамилию и отчество Константин Иванович Горбатов. Родители дали Константину Ивановичу блестящее образование. К.И.Горбатов, профессор Императорской академии художеств, стал художником с мировым именем, прославив провинциальный Ставрополь. Скончался Константин Иванович в 1945 г. в Берлине, покончив жизнь самоубийством из-за крайней бедности. Картины Горбатова хранятся в федеральных музеях России, продаются на крупнейших аукционах мира. А волжские работы Горбатова запечатлели провинциальный Ставрополь, Волгу и Жигули.

Все новости

Последние статьи

  •   Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44
  •   Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24
  •   Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02
  •   Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40
  •   Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22
  •   Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31
  •   Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19
  •   Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50
  •   Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18
  •   Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15

Все статьи

Горбатов Константин Иванович1876–1945

5 мая 1876 (Ставрополь Самарской губернии) — 24 мая 1945 (Берлин)

Живописец, график

Родился в семье провизора. В 1891–1895 учился в Классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре, затем в Рижском политехническом институте у Дж. Кларка и в Школе рисования и живописи В. О. Блюма (1896–1903). В 1903 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, занимался сначала на архитектурном факультете, с 1904 — на живописном отделении в мастерской А. А. Киселева и Н. Н. Дубовского. Во время учебы неоднократно совершал поездки по старым русским городам. В 1905–1906 как карикатурист сотрудничал в журналах «Секира», «Жало», «Зарница», подписываясь «Г» и «Г. К.». В 1911 за картину «Приплыли» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу сроком на два года.

В 1911–1913 — пенсионер ИАХ в Италии и Испании. Посетил Максима Горького на острове Капри. По возвращении поселился в Петербурге (Петрограде). Работал как пейзажист, реже обращался к портрету, натюрморту, бытовому жанру. Экспонировал свои картины на академических выставках (1906–1916), выставках Общества русских акварелистов (1906–1911), Московского общества любителей художеств (1908), ТПХВ (1912–1922, с перерывами), Товарищества независимых (1916). В 1910 был награжден второй премией на Весенней выставке ИАХ за картину «Рыбный базар на Пскове-реке», в 1913 — золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене за дипломную картину «Приплыли», в 1916 — первой премией им. А. И. Куинджи за картину «Родной уголок».

Был членом Общества художников им. А. И. Куинджи (с 1910), Еврейского общества поощрения художеств (с 1916), ТПХВ (с 1917). В 1914–1915 как иллюстратор сотрудничал с журналом «Вершины». Работы Горбатова часто репродуцировались в журналах «Нива» (1909–1916), «Лукоморье», «Столица и усадьба» (1914), «Солнце России» (1911–1917).

После Октябрьской революции участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919), выставке картин русских художников в Пскове (1920), 1-й, 3-й и 5-й выставках «Общины художников» в Петрограде (1921–1922).

В 1922 эмигрировал, сначала жил на острове Капри, в 1926 поселился в Берлине. Почти ежегодно посещал Италию, в 1928 побывал в Куоккале у И. Е. Репина, в 1934–1935 совершил поездку в Палестину, в 1935 — в Лондон. Провел персональные выставки в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Кельне (1929), Дрездене, Риме, Копенгагене, Гааге, Лондоне. Участвовал в выставках русского искусства в Гааге (1924), Питтсбурге (1925), Кельне (1929), Берлине (1930). В годы Второй мировой войны безвыездно находился в Берлине.

Горбатов — один из крупнейших русских живописцев первой трети XX века, обладающий узнаваемым стилем и характерным кругом тем. В своем творчестве был близок мастерам Союза русских художников, пользовался многими импрессионистическими приемами, испытал влияние символизма. Излюбленными мотивами его картин, в том числе в эмиграции, были старинные русские города с церквями, монастырями, природа русского Севера, волжские пейзажи, камерные уголки провинциальных сел и деревень. Написанные в свободной манере широким, фактурным, мягким мазком, они обладают свежестью цветов, «звучностью» общего колористического решения, им присуща тонкая передача световоздушной среды.

Произведения Горбатова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим», Серпуховском художественно-историческом музее и других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: