Описание
На полотне изображена широкая многоводная река Волга. Его поверхность простирается до горизонта и кажется безбрежным морем. Большую часть холста занимают небо и вода, причем небо присутствует не только само по себе, но и в своем отражении в воде. Впечатление необъятности создает очень низкое и еле уловимое положение линии горизонта , на котором вода сливается с небом. Небо, частично покрытое легкими облаками, — «важный элемент в решении космических задач, при открытии дальних планов».
В отличие от сильного противоречия между цветами, характерными для холста « Безмолвие» , в « Sur la Volga» художник использует нюансную гамму фиолетовых тонов. Цветовая палитра пейзажа складывается из плавных переходов: в более темной части переднего плана использованы сине-коричневые тона, ближе к горизонту — сиренево-опаловые оттенки, в изображении неба — сине-серебристые тона. В небе над облаками появляются мягкие отблески солнца. На воде также представлены отражения солнца, для чего художник использует лилово-опаловые тона.
Завершают картину мелкие детали: фигуры рыбаков на узкой песчаной полосе справа от полотна, силуэты застывших на поверхности воды плоскодонных лодок и рыбацких лодок и еще несколько уток. и чайки. Темные контуры лодок с плоским дном «искусно использованы художником, чтобы подчеркнуть размер пространственных плоскостей». Относительно небольшой размер лодок и рыбаков не только подчеркивает обширность пространства вокруг них, но и показывает связь между рекой и жизнью людей, которые живут и работают на ее берегах.
Лодки и рыбаки (деталь картины)
История
С 1877 по 1881 год Николай Дубовской учился в Российской Академии художеств по живописи пейзажем , где его учителем был Михаил Клодт . После запрета на участие в конкурсе по свободному предмету в 1881 г. (по другим данным — в 1882 г.) Дубовской покинул Академию, не завершив учебного цикла. В течение 1880-х годов художник несколько раз пересекал Волгу, и в более поздних картинах можно найти его впечатления от путешествия. Одна из его поездок на Волгу состоялась в 1882 году после получения награды Императорского общества поощрения изящных искусств за пейзаж « Перед бурей в Малороссии» и « После дождя». Чарруа в пути .
Н. Дубовской. Тишина (1890, Русский музей )
Начало участия Дубовского в выставке « Передвижники» датируется 1884 годом. Это было во время 12- й выставки и здесь был представлен его стол « Зима» . После этой премьеры он представлял свои картины только на выставках «Амбулатор». В 1886 году он был принят в ассоциацию путешествующих художников и стал одним из самых активных ее членов. Полотно « Тишина» представлено на 18- й выставке передвижников в г.Февраль 1890 г.. С этой последней картины начинается ориентация, которая отмечает более поздние работы Дубовского, с пейзажами, посвященными большим водным пространствам, например, на Волге, датируемой 1892 годом.
Таблица на Волге содержит впечатления художника от путешествия по Волге в 1882 году. Она представлена публике на 20- й выставке художников- передвижников, открывшейся в г.Февраль 1892 г.в Санкт-Петербурге , а в апреле того же года переехала в Москву. Это единственная работа Дубовского, представленная на выставке в этом году, она получила высокую оценку посетителей и критиков. В частности, искусствовед Владимир Сизов (ru) опубликовал в журнале « Русские новости » очень благоприятную критическую статью . Много лет спустя, в 1918 году, профессор Владимир Вагнер вспоминал, что «во время выставки публика в большом количестве задерживалась перед Sur la Volga , по-видимому, не сразу понимая, что их привлекло в этой картине». По словам Владимира Вагнера, картину назвали симфонией в сиреневом цвете , потому что она удивляла не столько своей техникой, хотя и безупречной, ни мастерством автора, что было очевидно, сколько аранжировкой «духа художника». , духовной симфонией, которую он передает не звуками, а цветами своей палитры ».
Н. Дубовской На Волге (этюд, 1892, ГТГ )
В письме Павлу Третьякову , присланном из Санкт-Петербурга и датированном27 февраля 1892 г.Художник Илья Репин пишет: « На Дубовской Волге есть что-то удивительное в своем совершенстве. Как вода, небо переданы во всей своей поэзии. Это лучшая картина на этой выставке! »В ответ на это письмо5 марта 1892 г.Третьяков отвечает из Москвы Репину: «Я вернусь на выставку». Для меня эта картина Дубовского — самое лучшее на этой выставке ». В том же 1892 году Третьяков приобрел картину у художника для своей галереи.
По некоторым данным, в 1890-х годах картина « На Волге» вне конкурса была представлена на одной из ежегодных художественных выставок в городе Мюнхен . В 1911 году картина экспонируется на Международной художественной выставке (в) в Риме вместе с более поздними работами, такими как «Родина» (1905, сейчас в Музее изобразительных искусств им. Врубеля в Омске ), а также картиной «Альпы» ( 1895, сейчас в Новочеркасском историческом музее ). Стол на Волге также экспонировался на Дубовской выставке , которая проходила в 1938 году в Русском музее в Ленинграде и была посвящена 20 — летию со дня смерти художника.
Третьяковка также держит одноимённое исследование Николая Дубовского осуществляется за стол на Волге (холст, масло, 24 х 32 см , инвентарь при п о 11067) , приобретенном художником и коллекционер Остроуховым к автору. Этот этюд поступил в собрания Третьяковской галереи в 1929 году из Остроуховского музея.
Библиография
- (ru) Николай Барсамов (Барсамов, Николай Степанович), Море в русской живописи (Море в русской живописи) , Симферополь (Симферополь), Тодидьтия (Тиздьтия)1959 г., 266 с.
- (ru) О. Власова (Власова О. В.) и Е. Петинова (Петинова, Елена Фоминична) Русская живопись XVIII-XIX века (Русские живописцы XVIII-XIX века. Биографический словарь) , Санкт-Петербург, Азбука-Классика, In Кроме того, вам нужно знать об этом больше.2008 г., 768 с. ( ISBN 978-5-91181-923-1 ) , Николай Дубовской (Дубовской Николай Никанорович), стр. 226-229
- (ru) Л. Давтян (Давтян Лариса), « Век ожидания Н. Дубовского (Век ожидания Николая Дубовского) » , 1 (37) ,2015 г.
- (ru) Л. Давтян (Давтян, Лариса), « Век ожидания Н. Дубовского (Век ожидания Николая Дубовского) » , 1 (37) ,2015 г.
- (ru) Галина Дятлева (Дятлева, Галина Витальевна) и Екатерина Биркина (Биркина, Екатерина Николаевна), маринисты (Маринисуримама) , Москва2001 г., 350 с. ( ISBN 5-224-02490-0 )
- (ru) Владислав Зименко (Зименко, Владислав Мстиславович), Николай Дубовской (Николай Никанорович Дубовой) , Москва-Ленинград, отовисдьсть1949 г., 27 с.
- (ru) Мальцева Ф. (Мальцева, Фаина Сергеевна) и Игорь Грабарь , Виктор Лазарев , Алексей Сидоров (А. А. Сидоров), А. Чвидковский (Швидковский, Олег Александрович), История русской живописи в 13 томах (История русского искусства в) 13 томах) , т. 10, корп.1, г. Москва, Наука (издательство),1968 г., Исаак Левитан и пейзаж в живописи 1890-х годов (И. И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов), с. 108-178
- (ru) Фаина Мальцева (Мальцева, Фаина Сергеевна), русские мастера пейзажа (Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3) , Москва, Искусство (издательство)2001 г., 152 с. ( ISBN 5-210-01363-4 )
- (ru) Виталий Манин (Манин, Виталий Серафимович), Русский пейзаж , Москва, Белый город (издательство),2001 г., 632 с. ( ISBN 5-7793-0293-6 )
- (ru) Елена Милюгина (Милюгина, Елена Георгиевна), Русская река , Москва, Белый город (издательство),2013, 240 с. ( ISBN 978-5-7793-4053-3 )
- (ru) А. Прохоров (Прохоров, Александр Андреевич), Х. Дубовской (Николай Никанорович Дубовской) , Ленинград, ХудожниткРиствьвьстьвич Дубовской (Александр Андреевич1967, 48 с.
- (ru) Илья Репин (Репин, Илья Ефимович) и Григорьева и Цхтчекотова (М. Н. Григорьева) (А. Н. Щекотова) Переписка с Третьяковым 1873-1898 (Переписка с П. М. Третьяковым, 1873-1898) , Москва , Искусство (издательство),1946 г., 226 с.
- (ru) Рогинская Ф. (Рогинская, Фрида Соломоновна), Товарищество передвижных художественных выставонов , Товарищество передвижных художественных выставокистистистиство1989 г., 430 с. ( ISBN 5-87685-054-3 )
- (ru) Владимир Сизов (Сизов, Владимир Ильич), « 20- я выставка картин передвижников » , 115 (26 апреля) ,1892 г.
- (рус) Е. Tzigankova (Цыганкова, Елена Николаевна), 1880-1900 Пейзажи в Doubrovskoï (Пейзажи Н. Н. Дубовского 1880-1900-х гг. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения) , Санкт — Péterbsourg, Институт peture IRépne ( Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина),1998 г., 406 с.
- (ru) Т. Юрова (Юрова, Тамара Васильевна), Николай Дубвовской Николай Дубовской , Москва, Изобразительное искильевна (изсватотьсть)1963 г., 66 с.
- (ru) Выставка Дубровского Каталога (Выставка произведений художника-академика Н. Дубовского. Каталог) , Ленинград, Русский музей (Гозуника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог) , Ленинград, Русский музей (Гозуйнйнйми1938 г., 43 с.
- (ru) Каталог Третьяковской галереи (Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания) , т. 8, с. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А — М, Москва, Красная площадь,2001 г., 528 с. ( ISBN 5-900743-56-X )
- (рус) Vroubel музей в Омске (Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ). Русская живопись XVIII — начала XX века , Омск (Омск), Омский музей Врубеля (ООМИИ имени М. А. Врубеля),2012 г., 204 с.
- (ru) Амбулаторные, документы (Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы.) 1869—1899 , Москва, Искизлствотое выставок. Письма, документы.1987 г., 668 с.