История жизни святого
Предания рассказывают, что Георгий появился на свет в III веке нашей эры в Палестине, на территории современного Израиля. Впрочем, касательно места рождения святого существуют и другие версии. К примеру, в Житии ясно говорится:
Но, как бы то ни было, юный Георгий уже с ранних лет проявлял интерес к военному делу. Вероятно, он принадлежал к тем людям, которых называют прирождёнными воинами (на Руси наверняка он стал бы знаменитым богатырём). Георгий любил физические упражнения и соревнования. В молодости он поступил на службу к римскому императору Диоклетиану.
Правитель Рима был закоренелым язычником. Единственным, кто не побоялся открыто выступить против воззрений императора, стал Георгий. Он не вёл споры, а просто рассказывал об истинной вере в единого бога. Очень скоро приверженцами христианства стали супруга императора и даже его волхв.
По приказу императора Георгий был арестован и подвергнут пыткам. Но, несмотря на мучения, воин выстоял и не отказался от своей веры. В час казни Георгий обращался к Господу с молитвой. Он просил простить мучителей, которые не ведают, что творят. Всего через десять лет император Константин приказал начертать на знамёнах крест, знак Святого Георгия, сказав: «Сим победиши!».
Ганс фон Кульмбах «Святой Георгий», около 1510 годаМестонахождение: Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн, Германия
Как почитают Георгия Победоносца в разных странах?
Георгий Победоносец — один из самых известных святых в христианском мире. Он стал необыкновенно любим в народе ещё со времён раннего христианства. Его считают покровителем земледельцев, пастухов и воинов.
Статья по теме
Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём
Святого Георгия считают своим небесным покровителем Милан и Москва, Генуя и Стамбул и все русские города, названия которых начинаются на «Юрьев»; а также страны: Великобритания и Греция, Каталония и Арагон, Литва и Португалия, Германия и Грузия. Грузины обращаются к святому с просьбами об удаче на охоте, об исцелении, о приплоде скота, о защите от зла, о рождении детей. Православные в Болгарии, Сербии и Македонии молят его о ниспослании дождя. В Европе святому Георгию молились об избавлении от заразных болезней и от ядовитых змей. Святого Георгия исламские народы Африки почитают под именем Джирджис и народы Ближнего Востока — под именем аль-Хидр.
В день памяти святого Георгия Победоносца в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище. День великомученика Георгия в народе называют «Юрьев день».
Святой Георгий, побеждающий дракона, в культуре и живописи, Чудо Георгия о змие
Св. Георгий. XV в. Базилика Пресвятой Девы Марии. Гданьск, Польша.
Статуя Бернт Нотке. Св. Георгий. 1489. Собор св. Николая. Стокгольм, Швеция.
Но история победы мифического героя над драконом существовала задолго до возникновения самого христианства куда и перекочевало из ранее существующих культов, как и многие другие языческие элементы, включая даты церковных праздников, образы ключевых героев и даже нимбы. Так, вавилонский бог Мардук сражался и победил страшного дракона Тиамат. В Древнем Египте Гор победил Сета, сражавшегося в образе крокодила. Небесный всадник Сабазиос, почитаемый во Фракии и Фригии, победил демона в образе гигантской змии. В Древнегреческой мифологии Зевса сразил Тифона, Апполона одолел Питона, Персей победил жуткого морского змея, освобождая Андромеду, Беллерофонт убил Химеру, Геракл — Гидру. В скандинавской мифологии Тор победил Мидгарского змея по имени Йормунгандр. Как видите, сюжет, в котором герой побеждает дракона — отнюдь не нов.
Мардук и Тиамат
Легенда о победе святого Георгия над драконом сподвигла многих живописцев увековечить ее на своих полотнах. Так что давайте отложим размышления о исторической подоплеке и сакральной суть данного сюжета и просто насладимся его интерпретациями.
Йост Халлер. Св. Георгий пленяет дракона. 1445. Музей Унтерлинден. Колмар, Франция
Паоло Учелло, св. Георгий и дракон, ок. 1458-60, музей Жакмар-Андре, Париж
Рафаэль Санти. Св. Георгий. 1506. Национальная галерея искусств. Вашингтон (округ Колумбия), США.
Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий. 1607—1610. Национальный музей Прадо. Мадрид, Испания.
Якопо Тинторетто. Св. Георгий и дракон. 1560. Национальная галерея, Лондон, Англия.
Данте Габриэль Росетти. Свадьба св. Георгия и принцессы Сабры. 1857. Галерея Тейт. Лондон, Великобритания.
Альтернативная версия
Но если этот вариант предания является своего рода классической историей о Георгии и змее, то в другой версии рассказывается о несколько иных событиях. Согласно альтернативному варианту, Георгий не убивал чудовище, а сумел усмирить дракона с помощью крестного знамения и слова Божьего. В иконографии также часто демонстрируется не убийство змея, а лишь акт победы Гергия. На большинстве изображений мы видим живого, но поверженного монстра.
Ценители искусства и иконографии считают, что одним из самых ярких изображений противостояния змея и Георгия стали фрески в церкви, расположенной в Старой Ладоге. Есть мнение, что тот город был первой столицей Древней Руси, причём именно в нём располагалась резиденция Рюрика. Ладожская фреска, изображающая подвиг Святого Георгия, весьма необычна.
Во-первых, у воина-святого нет оружия в руках. Это и есть демонстрация победы христианской веры и силы духа, которые не нуждаются в другом оружии. Кроме того, сам змей на этом изображении выглядит весьма покорным и, на мой взгляд, даже милым. Он не сопротивляется воителю. На шее чудовища – поясок царевны, которая ведёт чудище, словно собаку на поводке. Надо признать, что это изображение Георгия не зря считается уникальным.
Уникальное изображение святого Георгия – фреска в Георгиевской церкви, около 1180-х годовМестонахождение: Старая Ладога, Россия
Святой Георгий – один из самых известных воинов-христиан, личность которых окружена легендами. Наиболее известным стало предание о противоборстве святого и змея, причём существует альтернативная версия легенды. В ней святой сумел победить монстра с помощью Божьего слова и силы христианской веры.
На обложке: Великомученик и Победоносец Георгий, фрагмент иконы из Николаевского женского монастыря, Арзамас, Россия
Описание картины Рафаэля Санти «Святой Георгий, побеждающий дракона»
Святой Георгий на картине Рафаэля выглядит совсем не таким, каким мы привыкли его видеть и представлять. Мы опираемся на православные иконописные традиции, и потому у нас уже сложился определённый образ.
Однако у Рафаэля мы видим рыцаря, облачённого в латы. Он кажется неуязвимым, но лицо святого открыто, он не прячет его под забралом. Кажется, Георгий непоколебим в своём решении поразить дракона, приносящего много бед людям. Уже перепуган вставший на дыбы конь, но всадник продолжает вершить расправу над супостатом.
Противник святого изображён вовсе не пышущим злостью, напротив, – он коварен, вероломен, у него взгляд искусителя. Он понимает, что перед ним бесстрашный рыцарь, которого не остановил даже факт, что копьё его переломано в куски. Георгий замахивается на дракона мечом, а тот словно пытается предложить воину сделку: одарить сокровищами и разделить добычу пополам, но только чтобы тот оставил ему жизнь.
На заднем плане у скалы видна мечущаяся девушка. Кто она? Почему с замиранием сердца следит за поединком? По легенде, эту молодую красавицу принесли в жертву кровожадному чудовищу, которое уже успело истребить всех овец в городе.
Сначала горожане дракону предлагали несчастных животных, но и ими зверь не насытился, стал пожирать отданных на заклание людей. И только Святой Георгий решился вступить в неравный бой, поручив свою судьбу Господу.
Мы знаем продолжение легенды: храбрый воин разделался с поганым змеем. Но в тот момент девушка даже не представляла себе, что может сотворить дракон с человеком, вступившим в поединок. Ведь чудовище уже унесло столько жизней! Но ещё секунда – и голова огнедышащей твари, отсечённая мечом Георгия, упадёт на землю. И красавица, и весь город будут спасены.
Главная легенда
Такой трагический, но всё равно победоносный финал имела жизнь святого. О нём было сложено множество сказаний, которые передавались из поколения в поколение. Каким вы представляете Георгия Победоносца? Несомненно, в самом популярном варианте его образа – на коне, одерживающим победу над змеем. Такие изображения являются «иллюстрацией» к знаменитому преданию о сражении Георгия и чудовища, которое уничтожало людей. Интересно, что существует две, совершенно разных, версии этой легенды. Итак, давайте познакомимся с каждой из них.
Согласно классическому мифу, в окрестностях города Ласия однажды появилось огромное морское чудовище. Этот подводный змей каждый день выползал на берег и пожирал людей. Остановить его не мог никто. Дошло до того, что местные жители взбунтовались и призвали к противодействию змею местного правителя, но и он был бессилен против монстра. Чтобы успокоить народ, царь дал согласие отдать на съедение чудищу собственную дочь. Несчастную девушку празднично нарядили и повели к морскому берегу, где уже дожидался ненасытный змей.
Но, к счастью, именно в эту пору мимо города Ласия проезжал Георгий. Молодой воин ехал на своём боевом коне. Увидев девушку, оказавшуюся перед страшным змеем, Георгий бросился на помощь. Он сумел одержать победу над чудовищем, которому прежде никто даже не решался противостоять – змея считали бессмертным. Спасённую красавицу привели к отцу, уже не ожидавшему увидеть дочь живой. Конечно, правитель готов был одарить Георгия любыми подарками и привилегиями. Но спаситель предложил лишь принять христианство, которое было его религией. Царь не стал противиться, и уже совсем скоро все подданные города стали христианами. Кстати, именно тогда в этих местах появился храм, посвящённый святому Георгию.
Паоло Уччелло, «Битва святого Георгия со змеем», около 1470 годаМестонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Рафаэль «Святой Георгий» — Русская историческая библиотека
Рафаэлем были написаны две картины, изображающие бой Святого Георгия с драконом. Обе они относятся к раннему периоду его творчества.
Рафаэль. Святой Георгий и дракон. 1505-1506
Дерево, масло. 28,5 х 21,5. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Картины Рафаэля на тему битв Святого Михаила и Святого Георгия с драконом (две в Лувре, и одна в Национальной галерее искусств Вашингтона) связаны друг с другом как темой (вооруженный юноша сражается с драконом) так и стилистическими элементами. Все три эти работы относятся к флорентийскому периоду. Они отражают стимулы, которые Рафаэль, получил от великих мастеров, работавших во Флоренции или выставлявших там свои полотна. В этих трёх картинах Рафаэля преобладает влияние Леонардо да Винчи, чьи сражающиеся воины с картины «Битва при Ангиари» (1505) дали блестящий пример искусства на военную тематику (эта работа Леонардо быстро разрушилась из-за недостатков его экспериментальной техники и теперь более не существует). Но явственная связь и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет, и человекоподобные монстры, которые изображены на картине со Святым Михаилом) – предполагает память Рафаэля об Урбино, где северные влияния всегда были довольно сильными.
Рафаэль. Святой Георгий и дракон. 1505-1506
Эти небольшие панели свидетельствуют о том, что Рафаэль в этот период обобщал уже усвоенные им стилистические приёмы и в то же время намечал живописные задачи для разработки в будущем.
Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505
Дерево, масло. 29 х 25 см. Музей Лувр, Париж
Получив в 1504 орден Подвязки от английского короля Генриха VII, герцог Урбинский Гвидо да Монтефельтро в качестве подарка для британского монарха заказал Рафаэлю картину на тему подвига Святого Георгия. Доставить её в Англию было поручено Бальдассаре Кастильоне, автору известного в те времена трактата «О придворном». До недавнего времени считалось, что Генриху VII была подарена та картина Рафаэля со Святым Георгием, что сейчас хранится в Национальной галерее искусств Вашингтона. Однако сейчас исследователя спорят о том, какую именно из двух картин отправили в Англию.
Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Тема убийства им дракона была излюбленной для художников эпохи Возрождения. Согласно старинной легенде, чудовище поселилось в болоте за стенами одного города и отравляло прохожих огненным дыханием. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Жребий в конце концов дошёл до дочери правителя. Христианин святой Георгий, случайно проезжавший мимо, увидел девицу в слезах, поручил себя Богу и пронзил дракона копьем. Копье Святого Георгия сломалось во время боя, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Он убил его и спас от смерти девушку, которая показана на картине Рафаэля бегущей справа.
Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505
Источник изображения
К середине XVI века панель Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона» стали выставлять в паре с его же «Святым Михаилом». Хотя последний был написан несколько раньше, обе картины имели одинаковый размер и схожий стиль. Это приводило к мысли, что Рафаэль видел в них части одного диптиха.
Машков Илья. Биография, названия, описание картин
Илья Иванович Машков (29.07.1881, Михайловская-на-Дону, Хоперский округ, Российская империя — 20.03.1944, Москва, СССР) — русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников, в период 1924—1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Биография Ильи Машкова.
Родился 29 июля 1881 года в станице Михайловская-на-Дону. Интерес к рисованию мальчик обнаружил еще во время обучения в приходской школе. Однако родители направили сына на более практичный путь.
С одиннадцати лет Машков служил у продавца фруктов, затем перешел на службу к купцу.
Но и в это время юноша не смог оставить живопись, он использовал любую свободную минуту, чтобы делать торговые плакаты, лубки, репродукции картин, копии икон.
В 1890 году Машков поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Васнецов, А. Корин, К. Городской.
Начинающий художник много работал и самостоятельно, изучая картины мастеров в Румянцевском музее и Третьяковской галерее. Уже в 1904 году Машков создает свою студию, которая впоследствии стала Центральной студией АХРР.
Учениками студии стали М.Б. Вериго, П.П. Соколов-Скаля, В. Рохлина. В 1909 году художника исключат из училища.
Важную роль в формировании художественной манеры Машкова сыграло его знакомство с А.Михайловским и П.Кончаловским. В 1908 году художник предпринимает путешествие в Европу, в ходе которого посещает Испанию, Англию, Австрию, Германию, Францию.
С 1909 года Машков принимает участие в художественных выставках. В 1910 году его картину «Синие сливы» на Осеннем салоне в Париже купил меценат Морозов. Машков становится одним из организаторов выставки объединения «Бубновый валет».
Художники, принадлежавшие к этому обществу, ориентировались на материальность мира.
Машкова с ними объединяла мажорность палитры и изобильность натюрмортных постановок («Портрет дамы с фазанами», «Автопортрет», «Портрет мальчика в расписной рубашке», «Ягоды на фоне красного подноса»).
После революции художник активно занимается общественной деятельностью. Он организует профсоюз художников, работает над созданием «Союза союзов».
В этот же период он преподает в военной школе и на курсах, а позднее – во Вхутеисе. Машков работал также над проектом собственной системы художественного образования. С 1938 года художник периодически живет в Абрамцеве.
В период войны он много работал над полотнами соответствующей тематики.
Илья Машков умер 20 марта 1944 года в Москве.
Икона «Чудо Георгия о змие»
Икона «Чудо Георгия о змие» — образ великого мученика Георгия Победоносца. Святыня является защитницей домашнего очага и помогает в любых бедах.
«Чудо Георгия о змие» — известная в православии икона. Покровительница военных, заступница от напастей и одна из самых почитаемых святынь в христианстве украшает многие храмы России. Образ Святого Георгия обладает чудотворной силой: как и прочие намоленные иконы, он творит настоящие чудеса.
История иконы «Чудо Георгия о змие»
Икона написана в честь великомученика Георгия. Родился святой в городе Лидда, который находился на территории Палестины. В то время местный правитель проповедовал язычество и убивал христиан. Отец Георгия проповедовал слово Божье, за что и был казнен. Его мать, будучи беременной, успела сбежать.
Святой Георгий с ранних лет возлюбил Иисуса и принял христианскую веру. Он обладал неимоверной силой воли, мужеством и стойкостью. Юношу приняли на службу к императору, где он побеждал врагов и выигрывал каждое сражение. Но когда правитель узнал, какую веру исповедует Георгий, он приказал предать христианина пыткам, которые длились семь дней. Затем святого обезглавили.
Как гласит легенда, через многие годы после захоронения тела Георгия в единственном городском источнике с питьевой водой обосновался ужасный змей. Раз в месяц местные жители приносили ему в жертву молодых людей, чтобы и дальше пользоваться питьевой водой. Когда осталась всего одна молодая девушка, которая являлась дочерью императора, ее привели на озеро, но тут появился Георгий с копьем и убил змея. Христиане отнесли это событие к чуду, стали почитать и славить великомученика еще сильнее. То, как святой воитель одолел чудовище в озере, символизирует победу христианства над язычеством. Гонения на православных верующих прекратились.
Где находится чудотворный образ
Чудодейственный лик Георгия Победоносца можно найти практически в каждом храме нашей родины. Наиболее почитаемые иконы «Чудо Георгия о змие» хранятся:
- в соборе Святого Георгия в Старых Лучниках;
- в Георгиевском храме (благочиние Одинцовское);
- в соборе Великомученика Георгия Победоносца в поселке Монино.
Описание иконы Георгия Победоносца
На святыне «Чудо Георгия о змие» святой мученик изображен восседающим на белом жеребце, одетым в воинские доспехи с развивающимся позади него плащом. Святой пронзает острым копьем огромного змея, олицетворяя победу над самим дьяволом.
В чем помогает Георгий Победоносец
Святой Георгий является защитником и покровителем для каждого, кто участвует в военных действиях или имеет военный чин. Люди молятся перед его святой иконой о защите от недругов и о мире в стране и в семье. Святой также помогает исцелиться от различных болезней. Ему молятся о победе над врагом, обстоятельствами и злобой. Данный чудотворный образ способен прийти на помощь каждому христианину, который верит в силу молитвенных слов.
Дни празднования
День, когда православные христиане воздают почести святому мученику Георгию, восхваляя и с еще большим усердием читая молитвы перед его чудодейственным образом, приходится на 6 мая (23 апреля).
Молитва Георгию перед его иконой
Молиться перед иконой православного мученика можно как в храме, так и дома. Лучше всего перед произнесением молитвы зажечь свечу. Сильная молитва перед святым образом:
«О, великий воин! Защитник и заступник всех христиан, святой Георгий! Услышь слова молитвы нашей с небес, наполни души наши верой, тела наши — силой, и придай нам упорства! Отгони прочь болезни, сохрани дома наши целыми и невредимыми. Защити от недругов и напастей разных. Да прославим мы святейшее имя Твое, о великомученик Георгий! Да будет на все воля Господа. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».
Обращайтесь с молитвами к святым и не стесняйтесь просить их о наболевшем. В силах каждого угодника Господа помочь вам побороть внутреннюю слабость и внешнее зло. Проблема не решится за один день, а вот вера ваша возрастет и окрепнет. Поэтому никогда не забывайте о словах благодарности к святым. Силен тот, кто верит и ценит помощь Свыше. Мы желаем вам счастья, успехов,
Житие святого
Святой великомученик Георгий Победоносец рос в Каппадокии в христианской семье. Его отец принял мученическую смерть, когда Георгий был ещё ребёнком. После смерти отца мать переселилась с сыном на свою родину в Палестину.
Великомученик Георгий Победоносец с житием. 16 век, Москва Фото: Commons.wikimedia.org
Поступив на службу в римское войско, Георгий был принят в императорскую стражу Диоклетиана, а через некоторое время стал приближённым императора.
В 303 году, когда император начал гонения на христиан, Георгий, который до этого не исповедовал открыто свою веру, раздал своё имущество, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, заявив в присутствии свидетелей императору, что он исповедует Христа.
Разгневанный Диоклетиан приказал бросить Георгия в темницу, где ему забили ноги в колодки и придавили грудь тяжёлым камнем. Георгий отказывался отречься от веры, и его подвергли новым пыткам: привязали к колесу, под которым были укреплены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали тело, но Георгий лишь громко призывал Господа. После пытки его признали мёртвым, но, как говорит житие, явился ангел Господень в образе светлого юноши, и Георгий невредимый сошёл с колеса.
Император предал Георгия на новые пытки. Его сбросили в глубокий ров и засыпали негашёной известью, но Георгий остался невредим. Затем Георгия обули в раскалённые железные сапоги с гвоздями и с побоями погнали до темницы, однако утром на его ногах не было ожогов. На восьмой день Диоклетиан вновь предложил истерзанному пытками бывшему командиру телохранителей отречься от Христа. Георгий просил отнести его в храм Аполлона, и когда это было исполнено, осенил себя и статую крестным знамением — и бес, обитавший в ней, бежал, а в храме сокрушились все идолы. Диоклетиан приказал отсечь Георгию голову. Георгий принял смерть в 303 г. н. э. и был погребён в Палестине, в Лидде.
За мужество и духовную победу над мучителями Великомученика Георгия называют Победоносцем.
Предание сохраняет для нас повесть о чуде, совершённом святым после смерти: близ города Вириты (Бейрут) появился дракон, которому суеверные жители приносили в жертву девушек. Георгий явился на место жертвоприношения и именем Божиим велел дракону подчиниться; девушка накинула на шею чудовища свой пояс и так привела его в город, к ужасу жителей. Георгий, сопровождавший девушку, призвал горожан не бояться, а уверовать во Христа.
Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием». Commons.wikimedia.org Фото: Commons.wikimedia.org