Портреты
Изображение человека всегда было самым широким способом передать его сущность, настроение и характер. Русская живопись полна прекрасных работ в этом жанре, они максимально концентрируются на выражении лица, глазах и одежде человека, чаще всего, не отвлекая зрителя деталями фона.
Неизвестная — Иван Крамской
Неизвестная — Иван Крамской, 1883
Русская «Джоконда» — так называют эту картину многие разбирающиеся люди. Изюминкой работы стала тайна, которая, кажется, стоит за этой симпатичной девушкой. Ее гордый стан и надменный взгляд очаровывают и удивляют, а легкая улыбка добавляет волнительных ноток этому шедевру русской портретной живописи.
За туалетом — Зинаида Серебрякова
За туалетом. Автопортрет — Зинаида Серебрякова. 1909
Автобиографический портрет знаменитой художницы вроде не содержит в себе чего-то особенного. Простые линии, четкая фигура и простое действие — расчесывание волос, однако, из-за теплоты, той самой простоты и солнечности всей картины, она завораживает любого, кто на нее посмотрит.
Девочка с персиками — Валентин Серов
Девочка с персиками, картина Валентина Серова
Удивительно, но на момент написания произведения художника раскритиковали. Это случилось из-за слишком смелых идей, к которым мир русской культуры был еще не готов. Сейчас же знаменитая розовощекая девочка с персиком в руке один из символов классической отечественной живописи.
Все это благодаря уникальной миловидной внешности натурщицы, которую так искусно перенес Серов на холст. Также, работа наполнена светом и мягкими тонами, придающие портрету еще большей нежности и легкости.
Всадница — Карл Брюллов
Всадница — Карл Брюллов, 1832
Благодаря правильной расстановке моделей и окружающего их пространства «Всадница» считается идеалом портретов того времени. А яркие и насыщенные краски и трепетная детализация делают ее еще более запоминающейся.
После Брюллова многие стали писать подобные работы, но сделать лучше, известнее и качественнее не выходило.
Аленушка — Виктор Васнецов
Аленушка — Виктор Васнецов, 1881
Оживление сказочного персонажа удалось художнику на славу. Аленушка предстала перед публикой живой и реальной девушкой, которая просто присела у речки, чтобы подумать о чем-то своем. За такой талантливый и нестандартный подход картина и получила любовь, как простого народа, так и критиков. К тому же, именно эта картина одна из самых известных русских картин на Западе.
Портрет Марии Лопухиной — Владимир Боровиковский
Портрет Марии Лопухиной — Владимир Боровиковский, 1797
Официальное признание всемирным шедевром объясняется абсолютным эстетизмом, воплощенным в силуэте этой женщины. В народе же ее, не зная всех тонкостей искусства, полюбили просто за то, что она очень изящна и приятна глазу своими нежными светлыми красками.
Неутешное горе — Иван Крамской
Неутешное горе — Иван Крамской, 1884
Ужасающая сцена развернулась на одном из полотен художника — женщина потеряла своего ребенка. Так эмоционально сильно, страшно и до безумия печально смог передать ситуацию Иван Крамской, что картина тут же собрала массу почтительных отзывов.
Не проникнуться бедой этой несчастной матери просто невозможно, она поражает до глубины души и точно не оставляет равнодушным.
За чаем — Константин Маковский
За чаем — Константин Маковский, 1914
Художник изобразил забавную сцену, на которой молодая женщина наслаждается чаепитием. Удивительно, но раньше этот напиток позволить себе могли только очень зажиточные люди, потому эта девушка и выглядит столь счастливой и довольной, смакуя каждый глоток.
Работа цепляет своей непринужденностью и простотой, приятно видеть такую симпатичную молодую женщину, которая просто наслаждается чаем.
Портрет Е. И. Нелидовой — Дмитрий Левицкий
Портрет Е. И. Нелидовой — Дмитрий Левицкий, 1773
Несмотря на то, что на произведении изображена богатая девушка в роскошном платье с модной прической, художник не забыл и о внутренних качествах красавицы. Левицкий тонко прочувствовал грань между угождением заказчику и передачи истинного характера героини. Совместив все это, он и создал шедевр русской портретной живописи.
Абстракции
Посчитав каноничную русскую живопись слегка устаревшей, некоторые смелые художники нашли себя в новом веянии — в абстракционизме. Странный и необычный жанр понравился многим, но также многими был не понят.
Черный квадрат — Казимир Малевич
Черный квадрат — Казимир Малевич, 1915
Каждый слышал об этом спорном произведении. Кто-то считает его шедевром, а кто-то чем-то очень странным. Однако любые противоречия порождают популярность, поэтому «Черный квадрат» стал одной из самых знаменитых картин всей русской живописи.
Искусствоведы же на этот счет уверенны — это шедевр, поскольку такой подход идет в разрез со всем, что принято считать картинами.
Спортсмены — Казимир Малевич
Спортсмены — Казимир Малевич, 1930-1931
Абсолютно уникальная работа, которая никак не пересекается с реальностью. Сам художник утверждал, что ее прелесть в том, что она показывает ощущение, когда физический мир перестает существовать и человек погружается в совсем иное, новое состояние.
Как и в случае с «Черным квадратом» мало кто понял задумку, однако своей необычностью работа точно получила огромную популярность.
Ученик Репина
Деньги на дорогу в Петербург Честнякову собирали всем миром. Но деревенскому художнику со столичными мастерами тягаться было поначалу сложно — в Академию художеств кологривский сказочник не попал. Тогда Илья Васильевич помог Ефиму поступить в студию княгини М. К. Тенишевой, руководителем которой был он, а старостой — Иван Билибин. Творческие связи Честнякова с Репиным, покровительство мэтра молодому дарованию поддерживались многие годы. Честняков бывал в усадьбе Репина, читал свои сказки и стихи Шаляпину и Чуковскому… С Чуковским, которому очень нравились работы художника, Ефим тоже продолжал общение и позже был в переписке.
Илья Репин
Жил художник не просто бедно — впроголодь, Чуковский помогал ему — присылал по почте краски. Именно Корнею Ивановичу мы обязаны первым изданием книг сказок Ефима Честнякова с его же иллюстрациями. Автор писал «в стол» и к публичности никогда не стремился, но Чуковский похлопотал, и в 1914 году в журнале «Солнышко» напечатали сказку Честнякова «Чудесное яблоко», для которой художник выполнил рисунки пером, а в издательстве «Медвежонок» — иллюстрированный сборник «Чудесное яблоко, Иванушко, Сергиюшко». Вот лишь маленький отрывок из этой книги, который тем не менее так много говорит о душе его автора:
«Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:
— Кто вам дал? — спрашивают.
— Бог дал, — отвечает дедушко.
Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое.
“И мне, просят, и мне!” Дедушко дает всем. Вся деревня наелась, похваливает: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята — парнёки и девоньки… Кушали сырым, и печеным, и в киселе, и перемерзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня».
В столице приходилось постоянно думать о заработке — из дома приходили письма с просьбами выслать денег, да и самому Честнякову нужно было на что-то жить. Художник продавал картины, писал новые, делая героями своих работ близкие ему образы крестьян, народного быта, обрядов, праздников…
Крестьянин по рождению, Ефим Честняков «числился» наивным художником, но таковым не являлся — он отлично владел академической школой. Просто она живописца не привлекала, казалась скучной, неживой. Ему было ближе чистое, детское, сказочное восприятие мира, народное искусство, на которое и опиралось прежде всего его творчество.
В 1901 году студию Тенишевой расформировали. Честняков до 1905 года учился в Казанской художественной школе, затем — вольнослушателем в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств. А потом вернулся в родное Шаблово. Там ему было лучше, чем в столице.
4
Биография
Иван Васильевич Ческий, выходец из крестьянской среды, в 1793 году вместе со своим старшим братом Козьмой «по высочайшему повелению» попал в петербургскую Академию Художеств. Оба брата обучались гравировальному искусству у немецкого мастера И. С. Клаубера. После организации в 1799 году граверно-ландшафтного класса Иван Ческий перешел туда в качестве гравера, где пробыл до 1803 года. Здесь под руководством С. Ф. Щедрина вместе с другими молодыми мастерами (С. Ф. Галактионовым, А. Г. Ухтомским, И. Д. Телегиным) он работал над серией видов Петербурга и загородных дворцов. В 1799 году он окончил Академию.
18 августа 1800 года Иван Ческий за «Вид дворца в городе Гатчине со стороны сада», гравированный под наблюдением его старшего брата, признан назначенным в академики.
В 1807 году Иван Васильевич Ческий был избран в академики за гравюру «Лесной пейзаж» с эрмитажной картины Г. Пуссена. Император Александр I за эту работу пожаловал граверу подарок — золотую табакерку.
Наследие Ивана Ческого составляют более 150 гравюр, выполненных, как правило, с оригиналов разных художников в технике резцовой гравюры на меди и пунктиром. Это пейзажи (городские, сельские, садово-парковые), портреты, воспроизведения известных живописных работ, гравюры для книг и печати на фарфоре.
В творчестве Ивана Ческого выражена связь с основными событиями русской истории и культуры. Царствование Александра I, Отечественная война 1812 г., золотой век русской литературы — все это отражено в его гравюрах. Александру I, царю-победителю, строителю ампирного Петербурга, посвящён значительный по размерам «Вид Биржи с Большой Невы» (с рисунка М. И. Шатошникова), гравюра «Благодарственный молебен в Париже 19 марта 1814 года». Художник награвировал также ряд портретов своих современников — героев Отечественной войны: князя И. В. Багратиона, графа П. X. Витгенштейна, генерал-майоров Я. П. Кульнева и А. Н. Сеславина, полковника А. С. Фигнера и др.
Большой круг работ Ивана Ческого связан с русской литературой, переживавшей в первой половине XIX в. свой расцвет, с печатными книгами и альманахами, которых в то время выходило множество. Он гравирует виньетки и титульные листы, иллюстрации и портреты писателей, украшавшие издания их сочинений или прилагавшиеся к отдельным выпускам альманахов. Так появляются портреты К. Н. Батюшкова, И. Ф. Богдановича, И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского и других не менее известных литераторов. Иван Ческий гравировал по оригиналам разных художников. Особенно плодотворным оказалось его сотрудничество с И. А. Ивановым; по его рисункам выполнены титульные листы к книгам «Опыты в стихах и прозе К. Батюшкова» (1817), «Идиллии Владимира Панаева» (1820), «Проза и стихи В. Филимонова» (1822), а также превосходные иллюстрации к басням И. А. Крылова. По оригиналам А. Нотбека награвированы иллюстрации к пушкинскому «Евгению Онегину», с оригиналов А. П. Брюллова — иллюстрации к поэме «Домик в Коломне» (1832). Обращался художник и к творчеству Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Лажечникова. Им награвировано множество титульных листов для альманахов, получивших большое распространение в России в 1820-х гг., в частности для знаменитого альманаха «Северные цветы», издававшегося А. А. Дельвигом. Такая активная работа художника в области книжной гравюры вполне объяснима. Когда появившаяся в России в середине 1810-х гг. литография начала постепенно вытеснять гравюру на меди, именно книга на некоторое время стала для неё относительно надежным прибежищем. Здесь классическая гравюра ещё долго сохраняла свои позиции.
Умер Иван Васильевич Ческий 17 (29) июня 1848 года в Петербурге.
Мечта о красном карандаше
По рождению Ефим Васильевич был не Честняковым, а Самойловым. Родился он 19 декабря (по старому стилю) 1874 года в деревне Шаблово Илешевской волости Кологривского уезда Костромской губернии. Крестился в храме Богоявления в селе Илешеве. Ребенком Ефим часто ходил сюда, подолгу рассматривал фрески. Храм стоит и сейчас, даже фрески целы, но здание обветшало, службы не идут.
Ефим Честняков
«Честняк» — так называли единственного сына в семье, на которого была вся надежда родителей: и в семье должен помогать, и стать опорой матери с отцом в старости. Ефим был честняком. Отсюда и вторая фамилия возникла. Правда, к хозяйственным делам и непростому сельскому труду мечтательный, живущий в своем мире мальчик, так нетипично для деревенских детей склонный к наукам и рисованию, был не слишком расположен. Бабушка Прокофья рассказывала ему сказки «про старину». Отец перед праздниками вслух читал Евангелие…
«У меня страсть к рисованию была в самом раннем детстве, лет с 4-х, точно не знаю, — вспоминал Ефим Васильевич. — Мать моя отдавала последние гроши на бумагу и карандаши. Когда немного подрос, каждое воскресенье ходил к приходу (4 версты) и неизбежно брал у торговца Титка серой курительной бумаги, причем подолгу любовался королевско-прусскими гусарами, которые украшали крышку сундука, вмещавшего весь товар Титка. В храме особенной моей любовью пользовались Воскресение и Благовещение. Когда идут в город, то со слезами молил купить “красный карандаш”, и если привезут за 5 к. цветной карандаш, то я — счастливейший на земле и готов ночь сидеть перед лучиной за рисунком. Но такие драгоценности покупались совсем редко, и я ходил по речке собирать цветные камешки, которые бы красили…»
«Красота — святое, что не свято, то не красота… Красота — свет, созидание, творчество, вечность, жизнь…»
Ефим Честняков
Однажды Ефим увидел в комнате деревенской учительницы блеклую копию плохенького рисунка — контур дерева. Мальчик был в восторге! Пробовал повторить, хлестал ветвями и сучьями по снегу, чтобы запомнить отпечаток и отобразить на бумаге, но ничего не выходило. Увы, рисунок этот учительнице подарили, сама она рисовать не умела и ничем будущему художнику помочь не могла.
2
«Бунт четырнадцати»
Целью обучения для Крамского было вовсе не получение наград. Он претендовал на большую золотую медаль, если написал бы картину на тему «Пир в Валгалле». Однако это направление не устроило будущего художника, а также многих его сподвижников — им хотелось получить творческую свободу.
Студенты Академии попросили разрешения создать работу на свою тему, однако им отказали, и тогда Крамской и тринадцать учеников покинули учебное заведение, что позже назвали «Бунтом четырнадцати». Бывшие студенты Академии художеств во главе с Иваном Крамским создали артель: ее члены называли себя свободными художниками. Подобное объединение было первым в истории российской живописи.
Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника И.Н. Крамского»,1876 год,Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Мне кажется, что это был по-настоящему смелый поступок, ведь уйдя из Академии, Крамской отправился в неизвестность — был шанс, что передвижники не будут пользоваться успехом. Если бы он остался студентом и закончил Академию с отличием, он бы гарантировал себе стабильный поток заказов.
Иван Крамской организовал «Товарищество передвижных выставок» в 1870 году. Его членами стали талантливые русские живописцы. Они занимались просветительством и устраивали подвижнические выставки, первая из которых состоялась в 1871 году.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок, 1886 год
«Писал слезами и кровью»
Картину «Христос в пустыне» искусствоведы называют центральной в творчестве Ивана Крамского, и сам живописец также уделял ей особую роль в своей жизни.
вот что он говорил про это полотно. Работа над этой картиной действительно потребовала от живописца много ресурсов, поэтому, я считаю, что такая цитата очень уместна. Иван Крамской писал «Христа в пустыне» более пяти лет: он переделывал эту картину дважды.
Первоначальный вариант был создан на вертикальном холсте. Художник изобразил фигуру Христа в центре, однако осталось слишком мало места пейзажу, и тогда Иван Крамской принял решение переписать картину на горизонтальном холсте, чтобы изобразить панораму пустыни.
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»,1872 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В поисках вдохновения автор полотна отправился в Крым — там он посетил Бахчисарай, чтобы проникнуться подлинной атмосферой пустыни. В итоге он изобразил понурую фигуру Христа, а серые камни и полное отсутствие растительности помогли передать душевное состояние героя.
Я считаю, что Ивану Крамскому удалось передать драматизм сюжета на этом полотне. Художник сделал то, чего до него не делал никто: он изобразил Иисуса не богочеловеком, как принято на иконах, а человеком со своими переживаниями.
Иван Николаевич Крамской и художники-передвижники
Картину «Христос в пустыне» купил Павел Третьяков для своей галереи. Он приобрел ее за шесть тысяч рублей — эта сумма была умопомрачительной по тем временам. Третьяков заметил:
Бывшие наставники живописца также были под впечатлением, когда впервые увидели это полотно — они поняли, о чем говорил в свое время Иван Крамской, когда требовал разрешить студентам проявлять свободу творчества. Тогда члены Академии попросили его стать профессором.
Однако художник решил вежливо отказаться от оказанной ему чести. Он отмечал, что профессорское звание для него не является приоритетной целью, и он хотел бы оставаться независимым живописцем. Кроме того, у него была своя мастерская. Одним из учеников Крамского был Илья Репин, который также стал одним из самых выдающихся русских художников.
Одна из самых знаменитых работ Крамского – «Неизвестная», 1883 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Список произведений
Наиболее выдающиеся произведения И. В. Ческого:
- «Вид дворца в городе Гатчине со стороны сада», 1800 г.
- «Лесной пейзаж» (с картины К. Пуссена), 1807 г.
- «Бассейн петергофского фонтана Самсон» (с картины Сем. Щедрина)
- виньетки в ежегодниках «Северные цветы» и «Невский альманах»
- иллюстрации к произведениям И. А. Крылова (в Собрании сочинений в прозе и стихах, СПб., 1818)
- «Валаамский монастырь» (с рисунка Г. Сергеева)
- «Вид Биржи С Большой Невы» (с рисунка М. Шотошникова)
- иллюстрации к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина (по рисункам А. Нотбека)
- портрет Вел. Кн. Елены Павловны (копия с гравюры И. Вейса)
Рыцарь сказочных чудес
Азам рисования и черчения Ефим научился уже в Кологриве, в уездном училище. Кологрив — крошечный провинциальный городок, в который непросто добраться — нет здесь ни железной дороги, ни регулярного транспортного сообщения… Зато его называют «гусиной столицей» — за городом возле Кологрива останавливаются тысячи и тысячи перелетных диких гусей. Красивое место! На холме высится Успенский собор, от него спускаются улочки со старинными домами, многие из них — памятники архитектуры. По реке Унже, притоку Волги, сплавляют лес…
После окончания училища Честняков отучился в Новинской учительской семинарии, получил звание народного учителя, был распределен в село Здемирово, работал учителем в начальном училище, затем в колонии для малолетних преступников в Костроме, позже — в Углецком начальном народном училище Кинешемского уезда Костромской губернии. В селе Углец художник впервые увидел театр, который стал его любовью на всю жизнь.
Одновременно Честняков продолжал рисовать: делал портреты односельчан, деревенских ребятишек — маслом на кусочках картона, акварелью на бумаге, сочинял сказки, писал стихи, пел детям частушки, своей рукой писал и переплетал книги… Сам себя называл «Рыцарем сказочных чудес».
Практически на всех работах Честнякова — дети. Детей он любил. В стихах своих писал: «И славы не нужно, и мненья в мире людей, а мила мне одна лишь улыбка детей». В музее его стоят «глинянки» — игрушки из глины, которые художник лепил для детей. Целые глиняные городки выстраивал и водил детей по этому сказочному городу, оживляя своих героев в картинах и сказках.
Собственно, рисунки его часто становились иллюстрациями к его же сказкам. Местная интеллигенция, восхищенная работами художника, не поленилась выслать их Илье Репину. Репин отреагировал очень позитивно и согласился принять Честнякова.
3
Бунтарь в творческой и личной жизни
У Ивана Крамского была по-настоящему бунтарская натура. Он не боялся бросить вызов обществу против устоев, которые существовали на протяжении долгих лет. Это касается не только его карьеры, но и личной жизни.
В те времена было принято, чтобы у женщины была идеальная биография: если становилось известно о связи с мужчиной, она теряла возможность выйти замуж и была опозорена.
В такой ситуации оказалась Софья Николаевна Прохорова — у нее был роман с неким господином Поповым. Известно, что этот человек тоже был живописцем. Пара даже какое-то время сожительствовала, однако живописец решил уехать за границу и бросил Софью Николаевну. У нее не осталось ничего, кроме испорченной репутации.
Иван Николаевич Крамской «За чтением». Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника,1863 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Как Крамской познакомился с ней — об этом исторические источники умалчивают, известно только, что это произошло, когда живописец заканчивал свое обучение в Академии художеств. По нравам тех времен Софья Николаевна считалась «распутной» женщиной, однако Крамского нисколько не смутило ее прошлое: он проникся сложной судьбой девушки, а затем полюбил ее.
Крамской проигнорировал условности общества того времени и взял Софью Николаевну в жены, потому что по-настоящему любил ее. Их союз был крепким и счастливым. Мне кажется, это был смелый поступок.
Иван Николаевич Крамской «Портрет императрицы Марии Фёдоровны в русском парадном платье», 1881 годМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Подводя итог, мне хочется сказать, что Иван Крамской был в первую очередь яркой, неординарной личностью для своего времени. Он не боялся бросить вызов условностям общества и разрушать старые устои.
Если бы не «Бунт четырнадцати», инициатором которого был художник, неизвестно, когда бы в российской живописи отошли от академических принципов и художники проявляли бы истинную свободу творчества.
Крамской внес вклад не только за счет личного творчества (картины «Христос в пустыне», «Неизвестная», «Русалки» и многие другие). Его воспитанником был Илья Репин, который также стал выдающимся представителем российской живописи.
На обложке: Фрагмент картины Ивана Крамского «Автопортрет», фрагмент,1867 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия