Ван дейк антонис «самсон и далила» описание картины, анализ, сочинение

Ссылки [ править ]

  1. Кристофер Уайт, , Getty Publications, 1995
  • Беатрис Маршалл, Old Blackfriars: История дней Энтони Ван Дейка (1901), Kessinger Publishing, 2009
vтеСамсон
Культурные изображения
Изобразительное искусство
  • Самсон убивает филистимлян (Джамболонья, ок. 1562 г.)
  • Самсон и Далила (Рубенс, ок. 1609–1610)
  • (ван Дейк, 1620 г.)
  • Самсон и Далила (ван Дейк, 1630 г.)
  • Самсон и Далила (Рембрандт, 1630)
  • Самсон угрожает своему тестю (Рембрандт, 1635 г.)
  • Ослепление Самсона (Рембрандт, 1636)
  • Свадебный пир Самсона (Рембрандт, 1638)
  • Самсон издевается (Стин, ок. 1670)
Комиксы
  • Док Самсон
  • Могучий Самсон
  • Самсон
Фильм
  • Самсон (1914)
  • Самсон и Далила (1922)
  • Самсон и Далила (1949)
  • Аурат (1953)
  • Самсон (1961)
  • Самсон и Далила (1984)
  • Аадж Ка Самсон (1991)
  • Самсон и Далила (1996)
  • Самсон (2018)
Литература
Музыка
  • Самсон (Гендель)
  • Самсон и Далила (Сен-Санс)
  • « Самсон и Далила » (традиционная песня)
  • « Сэм и Далила » (Гершвин)
  • » Самсон » (Эмли Старр)
  • » Далила » (Дрезденские куклы)
  • » Самсон » (Регина Спектор)
Телевидение
Другой
  • Бедан
  • Кран
  • Далила
  • Маной
  • Жена маноя
  • Hazzelelponi
  • Загадка Самсона
  • Раввинистическая литература
  • Скала Этама
  • Вариант Самсона ( книга )
  • Самсон Юнит
  • Самсон герб
  • Военный корабль США Самсон
  • Современный Самсон
vтеЭнтони ван Дейк
Список картин
Религиозные сюжеты
  • Вход Христа в Иерусалим (1617 г.)
  • Распятие со святыми (1617–1619)
  • Святой Мартин и нищий (1618)
  • Медный змей ( ок.  1618–1620 )
  • Апостол Матфей ( ок.  1618–1620 )
  • Предательство Христа (1618–1620)
    • Бристоль
    • Мадрид
    • Миннеаполис
  • Святой Амвросий, запрещающий Феодосию войти в Миланский собор ( ок.  1619–1620 гг. )
  • Христос в терновом венце (1619–1620 гг.)
  • Самсон и Далила
    • 1620
    • 1630
  • Мадонна с младенцем (1621–1627)
  • Насмешки над Христом (1628–1630)
  • Коронация святой Розалии (1629 г.)
  • Видение блаженного Германа Иосифа (1629–1630)
  • Мадонна с младенцем и двумя донорами (1630)
  • Отдых на пути в Египет (1630 г.)
  • Распятие (1630 г.)
  • Отложение / оплакивание мертвого Христа
    • 1615
    • 1618
    • 1619
    • 1629 г.
    • 1629–30
    • 1634
    • 1635
    • 1640
Серия «Святая Розалия» (1624–1625)
  • Хьюстон
  • Лондон
  • Мадрид
  • Нью-Йорк
  • Понсе
  • Палермо (студийная работа)
  • Мюнхен (автограф или студия)
Мифологические сюжеты
  • Пьяный Силен (1620)
  • Юпитер и Антиопа (1620 г.)
  • Диана и нимфа, удивленные сатиром (1622–1627)
  • Пастух Париж (1628)
  • Фетида получает оружие Ахилла от Гефеста (1630–1632)
  • Амур и Психея (1638–1640)
Портреты
  • Карл I с господином де Сен-Антуаном (1633)
  • Карл I на охоте (около 1635 г.)
  • Карл I в трех позициях (1635 или 1636)
  • Конный портрет Карла I (1637–1638)
  • Тройной портрет Генриетты Марии (1638)
  • Портрет королевы Генриетты Марии в образе святой Екатерины (1639 г.)
  • Луиджа Каттанео-Джентиле ( ок.  1622 )
  • Магистраты Брюсселя ( Подготовительный очерк ) (1634–165)
  • Оливия Ботелер Портер (1630-е годы)
  • Мэри Вильерс, леди Герберт из Шерланда (около 1636 г.)
  • Лорд Джон Стюарт и его брат, лорд Бернард Стюарт (ок. 1638)
Автопортреты
  • 1613–14
  • 1632–33
  • 1635 (с Эндимионом Портером)
  • 1640
Связанный
Авторитетный контроль

Антонис ван Дейк — Самсон и Далила: Описание произведения

Двадцатилетний Ван Дейк написал свою версию библейского сюжета о Самсоне и Далиле, когда работал в мастерской Рубенса.Противостояние израильского вождя Самсона с племенем филистиямлян описывается в ветхозаветной Книге Судей. Самсон обладал огромной силой и был непобедим до тех пор, пока не влюбился в филистимлянку Далилу.

По поручению правителей своего народа, Далила выведала у Самсона, что его сила заключена в его волосах, которые не обрезались с рождения. После любовных утех женщина позвала к уснувшему на её коленях Самсону цирюльника. Волосы были острижены, Самсон лишился силы, был схвачен филистимлянами, брошен в тюрьму и ослеплён.

Конечно, в том, как Ван Дейк трактует эту библейскую сцену, еще несомненно влияние его учителя – Питера Пауля Рубенса. На десяток лет раньше Рубенс написал своих «Самсона и Далилу» (1609), и Ван Дейк явно находится под впечатлением от этой картины. В частности, он заимствует у Рубенса одного из персонажей – старуху. В библейском тексте она не упомянута.

Скорее всего, именно Рубенс придумал это новое действующее лицо – старуху-сводницу, которая устроила встречу Самсона и филистимлянской продажной красавицы Далилы.

Разрабатывая систему персонажей, Ван Дейк предпринимает и следующий шаг: старуха у него изображена в паре с другой женщиной, гораздо моложе. Вместе они, молодая и старая, глядят с выражением ужаса на то, что вот-вот должно произойти.

Он часто будет работать в жанре парного портрета, противопоставляя его героев, по колориту и по темпераменту (смотри, например, «Автопортрет вместе с сэром Эндимионом Портером» или представленный в Пушкинском музее «Портрет леди д`Обиньи и графини Портленд»).

Помимо рубенсовского, в картине Ван Дейка также наличествует влияние Караваджо.

Оно проявляется и в присущей искусству барокко контрастной светотени, и в энергичной, почти караваджиевской жестикуляции персонажей, а также в том, что принято несколько саркастически называть «эстетика грязных пяток».

Именно эту шокирующая деталь заимствуется Ван Дейком у Караваджо, картины которого он наверняка мог видеть в личной коллекции Рубенса.

«Самсон и Далила» Ван Дейка изображает тот момент, когда коварная полуобнажённая Далила посылает брадобрею предостерегающий жест рукой, чтобы он ненароком не разбудил только-только уснувшего после любовных упражнений героя. На дальнем плане, за колонной стоят стражники, готовые схватить Самсона, как только он лишится своей баснословной силы.

Между 1628 и 1632 годами (т.е. еще десятилетие спустя) Ван Дейк вновь вернётся к этому библейскому сюжету в картине «Взятие Самсона под стражу». Она куда более драматична, чем та, которую мы рассматривали, поскольку изображает следующий момент в этой истории: Самсон проснулся и испытывает ужас и разочарование от осознания того, что только что был предан той, кого любил.

Анна Вчерашняя

Предательство Далилы

Несмотря на то, что ещё в пору своей юности Самсон получал предупреждение от соотечественников относительно выбора невесты, он не пожалел о том, что Далила стала его женой.

Её он любил искренне и со всей силой души. Конечно, об этом проведали филистимляне, из племени которых и происходила избранница героя. Однажды к Далиле, пока Самсон отсутствовал, пришли незваные гости. Это были её соотечественники, которые попросили выведать секрет мужа. В чём кроется могучая сила Самсона? Филистимляне верно полагали, что, получив эти знания, они смогут расправиться с силачом.

Антонис Ван Дейк «Самсон и Далила», 1618-1620 годыМестонахождение: Далиджская картинная галерея, Далич, Великобритания

Для Далилы не стало трудностью получение ответа на этот вопрос – Самсон доверял ей. Он рассказал жене, что его непобедимая мощь заключена в волосах, но если остричь их, то он станет обыкновенным смертным. Коварная женщина передала эти слова филистимлянам. Тогда, получив от них плату серебром, она пошла на настоящее преступление.

Дождавшись, пока муж уснёт, Далила отрезала его волосы. Пробудившийся утром Самсон не сразу понял, что произошло. Лишь когда на него ринулись филистимляне, и он не почувствовал своей привычной силы, он догадался обо всём. Женщина, которую он безумно любил, предала его ради своего народа. Могучего героя, лишённого своей силы, заковали в цепи и ослепили. Филистимляне планировали принести Самсона в жертву Дагону.

Кадр из фильма «Самсон и Далила», 1949 год

Самсон и Далила: Библейская легенда

Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет.

Господь, увидев это, послал своему народу силача Самсона. У матери Самсона долго не было детей, но в один прекрасный день некто сообщил ей, что она родит сына. До рождения ребенка ей надо было вести особенно благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины. После рождения ребенка ему не дозволялось стричь волосы, нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Мать Самсона удивилась и рассказала об этом явлении своему мужу, муж попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом, но тот отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца… Это был Ангел Господень.

Самсон действительно рос невероятно сильным и однажды голыми руками победил напавшего на него льва. Он защитил израильтян от набегов филистимлян, но сам полюбил молодую филистимлянку Далилу и женился на ней. На свадьбе Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала ее своим соотечественникам. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние. Филистимляне, мечтающие одолеть Самсона, пришли к Далиле и обещали ей много серебряных монет, если она узнает тайну необычайной силы Самсона.

Далила, никогда не знавшая такого богатства, предала своего возлюбленного и спросила, как его победить. Самсон сказал Далиле, что если связать его новыми сырыми веревками, он не вырвется. Далила так и сделала, когда Самсон заснул и разбудила его, воскликнув «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Самсон встал и разорвал веревки. Далила поняла, что была обманута и вновь попросила открыть секрет. Тогда Самсон сказал, что стоит только вплести его волосы в ткань и прибить ее гвоздем к колоде, он потеряет силу. Далила так и сделала, когда Самсон опять уснул. Самсон же снова смог освободиться.

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах.

Тогда Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила обещанную плату, а Самсона пленили, пытали, выколов ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно.

Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы издеваться над ним. Но у Самсона к тому времени уже выросли волосы. Тихонько помолившись о том, чтобы к нему вернулась сила, Самсон, воскликнув «умри, душа моя, с филистимлянами» обрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его.

Почему Далила предала Самсона?

У предательства Далилы нет оправданий, но есть определенные предпосылки. Самсон не был однозначно положительным персонажем и самым благочестивым человеком в Библии. Господь избрал его и дал ему силу, но Самсон часто распоряжался этим даром в своих интересов, был жесток с первой женой, хвастался своими победами и успехами, кроме того филистимляне оставались соотечественниками Далилы, а многих из них Самсон погубил своими руками. Ей, как и Самсоном, двигало разрушительное чувство мести.

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Главная ошибка Самсона

Однако враги Самсона не учли, что в заточении его волосы начали понемногу отрастать. В подвале дома, где он был прикован к несущим столбам, он подготовил план мести. Набравшись сил, он рванул цепи. Переломленные столбы рухнули, погребая под собою и обитателей дома, и самого Самсона. Одним своим движением Самсон погубил больше филистимлян, чем за всё время своего правления в качестве судьи Израиля.

Рембрандт «Ослепление Самсона», 1636 годМестонахождение: Музей Штаделя, Франкфурт, Германия

Конечно, очевидным мотивом предания о Самсоне и Далиле является воззвание к моральной чистоте и порицание предателей. Но существует и несколько иное мнение. Согласно ему, одной из главных идей этой легенды стала разница между борьбой по велению Бога и собственным противостоянием.

Неслучайно отмечается, что Самсон был ослеплён. Здесь подразумевается не только физическая, но и духовная слепота. Он был посланником Господа, а потому должен был подчинять эмоции разуму. Однако в дни своего пленения Самсон настолько возненавидел филистимлян, что превратил борьбу с ними в личное стремление.

Федор Семенович Завьялов «Самсон разрушает храм филистимлян», 1836 годМестонахождение: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург, Россия

Предание о Самсоне и Далиле принадлежит к ряду самых известных библейских легенд. И здесь речь идёт не только о предательстве. Ветхозаветное сказание объясняет нам, что порой мы находимся в плену собственных чувств, становясь “ослеплёнными” яростью или обидой

Но в такие моменты важно понимать, что промысел Божий гораздо выше человеческих чувств. Поддавшись порыву, можно оказаться погребённым под обломками жизни – что и произошло с могучим Самсоном

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: