Выставки с единственным экспонатом
Следующие полгода художник работал над самым известным своим полотном «Лунная ночь на Днепре». В процессе работы над этим уникальным произведением художник Куинджи проявил себя и как химик: подбирал новые составы красок, добавлял в них химические элементы. Целью были поиски эффектных тонов и оттенков, дающих глубину и иллюзию свечения. И это мастеру удалось. Осенью 1880 года состоялось небывалое событие: выставка, на которой было представлено одно-единственное полотно. Причём, автор уникальным образом представил картину: в тёмном зале с единственным источником света – лампой, направленной на картину. Это была сенсация! Улица, где располагалось Общество поощрения художников (в этом здании проходила выставка), в течение октября-ноября была запружена каретами, пролётками и толпами народа. Многие приходили полюбоваться чудом не раз.
В 1881 году живописец повторил успех прошлого года: на этот раз единственным экземпляром выставки стало произведение «Берёзовая роща». Представленная в 1882 году картина «Днепр утром» на удивление не имела такого ажиотажа.
Биографические данные
Архип Иванович Куинджи родился в местечке Карасу (Карасевка), сейчас – город Мариуполь, Украина 27 января 1842 года. Не стало великого художника 24 июля 1910 года.
Пейзажиста Куинджи называли «художником света». Такую невозможно точную передачу потоков света вряд ли кто из современников гения мог передавать. Среди коллег второй половины XIX века художник такой один. По одной из легенд, художнику приписывают применение «лунных красок». Вероятно, это всего лишь признание магии творчества пейзажиста Архипа.
К слову, в отличие от подавляющего большинства художников, талант Куинджи был признан при жизни. Признание и любовь пришли с самого начала творчества. Также художник был счастлив в семейной жизни. Сюжеты пейзажиста – милые сердцу картины природы, реальные, дарящие покой.
Описание[ | ]
Картина написана художником в стиле романтического пейзажа. Как и в других картинах Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения. Доминирующее положение на полотне занимает залитая ярким солнечным светом лесная поляна. На заднем плане её замыкают густые высокие деревья, зелёные ситуэты которых служат своеобразной живой оградой. Картина разделена на две части протекающим по центру ручьём, затянутым тиной, а также просветом между деревьями в глубине композиции.
Такое «подчёркнуто симметричное деление композиционных планов картины» сохраняется и в расстановке расположенных на первом плане берёз, растущих на поляне. Верхняя часть берёз не показана, видны только их стволы — коричневато-зеленоватые в тени и ярко-белые в тех местах, где они обращены к солнцу — и небольшие ветки со свежей листвой, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса, изображённого на заднем плане. Комбинация разных оттенков зелёного цвета, использованных при написании листвы берёз и дальнего леса, ещё более подчёркивает ощущение яркого солнечного дня — по словам художника Аркадия Рылова, «реальна эта радость, сверкающая под душистыми берёзами».
Снежные вершины
Данная работа художника находится в Чувашском государственном художественном музее в городе Чебоксары.
Исследователи творчества Куинджи часто говорили о том, что живописец способен был придать любому пейзажу чувство красоты и необычайности мира, эта способность отразилась в его произведении «Снежные вершины».
Картина отличается от работ художников-передвижников, в ней автор отказывается от всякого намерения исследовать, он меняет его на простое желание наслаждаться открывшимися видами.
Природа в этом произведении осмысливается художником как часть сил космоса, несущих красоту и величие.
Маленький талантливый грек
Семья сапожника, в которой 15 января 1842 года появился знаменитый русский живописец Архип Куинджи, была небогата, можно даже сказать, что была она бедна.
Мальчику повезло в том, что родился он в живописном, теплом и солнечном Мариупольском уезде. У этого ребенка слишком рано не стало матери и отца, но он не был брошен на произвол судьбы, его приютили родственники отца.
Они и дали маленькому Куинджи начальное образование, отправив учиться к одному греку, который научил мальчика грамматике греческого языка. Ходил Архип и в местное училище, но учился плохо, так как не науки занимали его мысли, а искусство.
Куинджи в молодые годы
Родственники мальчика были тоже не богаты, как и его родители, поэтому он рано начал работать самостоятельно. Одним из первых мест работы стал луг, где Архип пас гусей. Работал юноша и на стройке, где он учитывал расход кирпича, довелось ему зарабатывать первые деньги, нанявшись к хлеботорговцу.
Считается, что этот самый хлеботорговец по фамилии Аморетти первым заметил талант мальчика в рисовании и посоветовал отправиться учиться к уже известному тогда, Айвазовскому, что Куинджи и сделал с большой охотой.
В 1855 году Архип добрался до Феодосии, где жил тогда художник-маринист. Там его ждало разочарование. Вместо того, чтобы стать учеником Айвазовского, юный талант стал всего лишь помощником, толкущим краски и красящим забор.
Пробыв у Ивана Константиновича около двух месяцев, Куинджи вернулся домой и устроился ретушером у фотографа. Потом молодой человек перебрался в Одессу, а оттуда в Таганрог, всё это время он занимался ретушированием и хотел открыть свою фотостудию.
Несмотря на занятость с 10 утра до 6 вечера, рисовать Архип Иванович не переставал. Всё свободное время он посвящал живописи, вставал очень рано, в 4 часа утра и рисовал до начала рабочего дня.
А.И.Куинджи «Осенняя распутица», 1870 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Куинджи Архип Иванович
27.01.1842 – 24.07. 1910
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света».
И.Е. Репин.
Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что означает «золотых дел мастер». Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа.
Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи отправился в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Из-за слабой художественной подготовки стать учеником Академии удалось не сразу. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу, и в 1868 году со званием неклассного художника его приняли в Академию вольнослушателем.
Созданные художником картины в период с 1872 по 1876 год были близки картинам художников-передвижников. За это время были созданы работы: «Осенняя распутица», «Ладожское озеро», «На острове Валаам», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь в цвету» и «Степь вечером».
В 1876 году Архип Куинджи показал картину «Украинская ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью обобщая цвет и упрощая форму. Для того чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. В 1878 году картина была представлена на Всемирной выставке в Париже.
Картина стала сенсационным событием художественной жизни, а за нею последовали другие, не уступавшие ей в вызывающей декоративности: «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром» и другие. «Лунная ночь на Днепре» демонстрировалась в 1880 году в Петербурге. У входа на выставку одной картины стояла огромная очередь. Работа вызвала бурю восторгов. В следующем 1881 году Куинджи точно так же показал новый вариант «Березовой рощи», а через год — еще три картины.
Мастерство Куинджи в передаче света — результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.
Выставка 1882 года была последней для художника. В зените славы Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои произведения. Наступили долгие годы молчания. Но Куинджи продолжал усердно трудиться, показывая сделанное только близким людям.
В 1909 году Архип Куинджи организовал Общество имени Куинджи для поддержки художников, которому завещал все свои картины и деньги.