Жан батист камиль каро (1796-1875)

Изысканные картины-грёзы «колосса с душою ребёнка»

Получение ордена Почётного легиона в 1846 году ещё более окрылило художника. Прислушиваясь к внутреннему влечению, мастер стал превращать свою живопись в таинственное прибежище снов, конкретика и земные черты стали уходить из неё. Изысканность, тонкость и нежность, отсутствие эффектных нажимов и каких-либо грубых элементов, удивительная самодостаточная красота и притягательность – признаки картин-грёз Коро.

Удивительна личность художника, не похожего на эстета-одиночку. По воспоминаниям современников, Камиль Коро был высоким, статным и простым в общении человеком. Безмятежный облик говорил о спокойном, уравновешенном характере. Он не был остроумным эрудитом, но покладистый нрав и приветливость позволяли ладить с разными людьми, в которых он отлично разбирался. Сердце его было отдано родной природе, а нежная душа вела руку с кистью, создавая волшебные пейзажи.

↑ Портреты

        Портретная живопись Коро принесла ему популярность. Чаще всего он изображал нежных и грустных девушек, иногда фоном служили пейзажи, как, например, на «Портрете Клер Сеннегон» (1837 г.) белое платье героини контрастирует с мрачным серым небом, а на картине «Туалет» (1859 г.) обнаженная девушка на фоне леса.

      Специалисты отмечают некоторую перекличку портретов Коро с портретами Леонардо да Винчи, Рафаэля. Это касается изображения рук, они сложены так же, как и на полотнах мастеров эпохи Возрождения, например, «Женщина с жемчужиной» (1868 – 1870 гг.).
Лучшие портреты Коро: «Женщина в розовой юбке» (1865), «Прерванное чтение» (1870), «Цыганка с мандолиной» (1874), «Дама в голубом» (1874).

↑ Истоки

        Камиль Коро родился в Париже в семье владельцев модного ателье и шляпного магазина. Отец заведовал делами производства, а мать была модисткой, или, как бы сейчас сказали, дизайнером головных уборов. Их бизнес был популярным и очень выгодным, поэтому в семье был достаток. Из троих детей Камиль был средним. Застенчивый, скромный юноша, он краснел при виде юных клиенток ателье и магазина. Он был послушным сыном, особенно нежно любившем мать.

       Образование Камиль получал в дорогой частной школе закрытого типа.
Первые шаги в искусстве.
Первые свои уроки живописи Камиль Коро получал в студии пейзажиста Мишаллона, а когда он умер, то брал уроки у Бертена.
В 1825 – 1828 гг. Коро ездил в Италию, чтобы учиться на примерах великих итальянских живописцев. Он посещал музеи, копировал картины известных мастеров. Он и позже (1834, 1843г) возвращался туда, кроме того много опыта получил в Бельгии, Нидерландах, Англии, Швейцарии, а также в многочисленных путешествиях по родной Франции.

       В теплое время года Коро много работал на пленэре, в результате создал несколько альбомов этюдов. А зимой в своей студии писал картины мифологического и религиозного содержания

Ему важно было соответствовать выставкам в Салоне, куда еще в 1827 г. он отправлял свои картины

В качестве примеров полотен на мифологические и библейские темы можно назвать «Агарь в пустыне» — 1835 г., «Гомер и пастухи» — 1845 г.

Поездки в Италию

В 1825 году Камиль едет учиться в Италию. Здесь он осознаёт, что у Бертена «почти ничему не научился и едва умеет рисовать». В Риме к нему пришло понимание, что наброски следует делать быстрыми штрихами, не добиваясь внешней завершённости, а лишь передавая первое, самое точное и яркое, впечатление. Таковы его бесхитростные наброски простых итальянцев «Старик», «Итальянский монах за чтением», «Итальянка с кувшином» (1826-1827) – ничего экзотического, только поэзия и красота впечатления живописца. Быстрые этюды Коро, написанные с натуры в окрестностях Рима, уже необычайно подвижны и смелы («Чивита Кастеллана» во множестве композиций, 1827-1828).

Путешествия по Италии Коро предпринимал ещё дважды: в 1834 и 1843 годах. Копирование фресок Андреа Орканьи и Джотто в Пизе, подготовка этюдов к чудесной картине «Вид из садов Боболи на Флоренцию» и другим пейзажам во Флоренции, вдохновенная работа в Венеции – результаты этих плодотворных поездок.

Долгий путь к признанию пейзажиста

Шли годы, в среде живописцев Коро был почитаемым и авторитетным мастером тонкого пейзажа, серьёзность художника не вызывала сомнений. Но его работы не покупались, скромный и терпеливый мастер по-прежнему жил на отцовскую ренту, и, самое обидное, родители до сих пор не оценили его таланта и относились к сыну как к бездарному неудачнику – горькая ноша, но Коро достоинства не терял, как и надежды, что когда-нибудь всё изменится.

Выставив «Монаха», «Бегство в Египет» и пейзаж «Пастушок» в Салоне 1840 года, Коро наконец-то дождался смягчения критики и резкого поворота в своей карьере. Затем публике были представлены другие пейзажи, пресса оживилась и стала хвалить художника. «Пастушок» принёс живописцу 1500 франков премии, довольный художник передал картину Руанскому музею.

Париж — Рим — Фонтенбло

Легко ли начинать учиться в двадцать шесть лет? Но Коро это не пугало. Молодой человек поступил в мастерскую Мишалона, а после его смерти перешел к Виктору Бертену. Камиль чрезвычайно усидчиво и прилежно перенимал искусство обоих знаменитых пейзажистов, но это был краткий и единственный период ученичества в его жизни.

Камиль Коро «Утро в Венеции» (1834)

Куда большему он смог научиться, покинув в 1825 году Францию и на время переехав в Италию. Три года, проведенные в Риме, оказались периодом становления Коро-живописца. Он пишет пейзаж за пейзажем, на его полотнах — природа и архитектура, а сами картины больше напоминают этюды. Раз за разом художник изображает один и тот же вид, постепенно приходя к мысли, что «все написанное с первого раза более искренне и красиво по форме». Коро учится схватывать самое первое впечатление с натуры и все увереннее сочетает его с продуманной, целостной композицией картины. Именно тогда из-под его кисти вышли «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826) и «Мост Августа на реке Нера» (1827).

Довольно скоро Коро вернулся во Францию, но теперь он избегал Парижа. Поселившись в Виль-д’Аврэ неподалеку от Фонтенбло, он без устали писал пейзажи родных мест. Иль-де-Франс, Пикардия, Бургундия, Нормандия — художник совершил настоящий вояж по провинциям: «Вид Руана», «Старинный рыбачий порт Онфлёр», «Собор в Шартре» (1830), «Сена. Набережная Орфевр» (1833), «Рыбачьи лодки в Трувиле» (1835).

Камиль Коро «Лес Фонтенбло» (1846)

Он еще дважды посетил Италию, в 1834 и 1843 годах, но теперь писал пейзажи не в окрестностях столицы, а в Тоскане, Венеции и Милане. Постепенно у художника стала складываться очень характерная и узнаваемая манера письма: светлые тона и почти полное отсутствие зеленой краски, что кажется удивительным для пейзажиста. Коро заменил ее на серебристо-серую гамму, богатство оттенков которой на его картинах поражает: «Танец нимф» (1851), «Воспоминание о Мортфонтене» (1864), «Порыв ветра» (1865-1870). Раннее утро, вечерние сумерки, облачный день — переходное состояние природы Коро передает жемчужной дымкой, переливающейся по всему полотну.

Камиль Коро «Утро. Танец нимф» (1850)

Именно эта манера принесла ему известность. Регулярно выставлявший свои картины в Парижском салоне, до этого времени КамильКоро сумел продать всего несколько картин. Теперь же его настигла внезапная популярность.

↑ Пейзажи

       Самые большие достижения Коро – в пейзажной живописи. Это было его любимой темой. Именно пейзажных полотен у него больше всего, и именно пейзажи прославили Коро как художника. Еще в ранней молодости, будучи в Италии, он написал много этюдов в манере Мишаллона, на которых воздух и свет особым образом наполняют пространство: «Вид на Форум от садов Фарнезе» (1826) или «Утро в Венеции» (1834).

      Коро не был колористом. Его картины имеют несколько ведущих тонов, но используя валёры, художник умел мастерски изобразить настроение, немного печальное, осеннее. И если уж на картине осень, то среди оттенков и полутонов осеннего света и воздуха может изредка мелькнуть какое-нибудь маленькое яркое пятнышко, как на картинах «Утро», «Вечер» или «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса» выставлены в Эрмитаже.

    Кроме этюдов с натуры, Коро нередко писал фантазии по воспоминаниям о каком-то примечательном месте. Такова, например, картина «Воспоминание о Мортфонтене» (1864), которую по праву считают вершиной творчества Коро.
Влияние импрессионистов.
Камиль Коро был авторитетным мастером среди живописцев Франции, особенно для импрессионистов. Некоторые из них были его хорошими знакомыми и друзьями. Ренуар, например, говорил, что Коро умеет передавать все одним лишь сучком дерева, и это невероятно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: